Сколько стоили первые автомобили в начале ХХ века

Сколько стоили первые автомобили в начале ХХ века

Какие автомобили формировали историю того времени

Когда-то автомобиль воспринимался как чудо и благодаря высокой надежности мог работать десятилетиями. С виду неказистые «жестянки» преодолевали бездорожье, работали в такси, и, как знаменитая «Антилопа» Адама Козлевича, накатывали сотни тысяч километров. Какие же машины изменили повседневную жизнь в первой половине XX века и кто мог их купить?

Benz Patent-Motorwagen

Benz Patent-MotorwagenИсточник: Mercedes-Benz
Benz Patent-Motorwagen. Источник: Mercedes-Benz

Первый в мире автомобиль с бензиновым двигателем сконструировал Карл Бенц в 1885 году. Это была трехколесная коляска, оснащенная одноцилиндровым мотором мощностью 0,9 л.с. и огромным маховиком за пассажирским сиденьем. Изобретатель назвал свое детище Benz Patent-Motorwagen.

Daimler Motorized Carriage. Источник: Daimler
Daimler Motorized Carriage. Источник: Daimler

Гораздо более удачную конструкцию предложил Готлиб Даймлер в 1886 году. Он сделал 4-колесный экипаж со сложным рулевым механизмом и таким же 1-цилиндровым мотором мощностью 1,1 л.с. Автомобиль получился более устойчивым и разгонялся до 16 км/ч. В том и другом случаях, это были экспериментальные образцы, не воспринимающиеся как средство передвижения и собиравшиеся кустарно в небольших мастерских. Тогда эти коляски выглядели как развлечение. Заказать их могли только очень состоятельные люди. Но уже с 90-х годов XIX века самодвижущиеся экипажи превратились в коммерческий продукт.

Panhard-Levassor

Panhard & Levassor Type A. Источник: Panhard-Levassor
Panhard & Levassor Type A. Источник: Panhard-Levassor

Классический автомобиль создала французская фирма Panhard-Levassor. На ее машинах двигатель находился спереди в отдельном отсеке, а ведущими были задние колеса. Приводились они в действие с помощью цепного привода. Стоили машины 3500 франков. К примеру, зарплата рабочего во Франции конца XIX века была в среднем 110 франков, а велосипед стоил около 70 франков.

Rolls-Royce 40/50HP

Существенный рывок совершила британская компания Rolls-Royce, которая в 1905 году представила шасси 40/50HP, на основе которого был создан знаменитый Silver Ghost (Серебряный призрак), ставший иконой надежности и долговечности.

Rolls-Royce Silver Ghost 40/50 HP 1907 г.

Одной из основных проблем двигателей того времени была потеря искры из-за конструктивных особенностей магнето. Поэтому Генри Ройс, пожелавший создать идеальную машину, сделал на каждый цилиндр по две свечи, что способствовало ровной работе силового агрегата. Коленвал двигателя крепился на семи подшипниках для устранения вибраций второго порядка.

Столь же качественным и надежным было шасси и трансмиссия 40/50HP. В результате автомобили быстро завоевали популярность и превратились в полноценное транспортное средство, которое могло передвигаться на огромные расстояния и работать без поломок годами.

Автомобили Rolls-Royce 40/50HP закупались в гараж императора Николая Второго. Одна из машин из этого парка затем служила председателю Совета народных комиссаров Владимиру Ильичу Ленину.

Шасси Rolls-Royce 40/50HP оказалось настолько удачным, что выпускалось до 1921 года. Всего было собрано 6173 Rolls-Royce 40/50HP. Минимальная цена машины в 1921 году составляла 11 750 долларов, а средняя ежемесячная зарплата рабочего в США — около 70 долларов.

Ford Model T

Генри Форд совершил революцию и пересадил на автомобили не только Новый свет, но и весь мир. Ему подражали и создавали подобные народные автомобили в других странах.

Речь идет о Ford Model T или как его называли в Америке «жестянке Лиззи» — простом и надежном транспортном средстве, которое без существенных изменений выпускалось с 1908 по 1927 годы. При неизменной конструкции машины значительно менялись технологии производства. Кустарный способ сборки уступил место прогрессивному конвейеру, благодаря чему удалось выпускать «Жестянку Лиззи» миллионными тиражами ежегодно.

Машина имела очень простую конструкцию. Охлаждение мотора осуществлялось за счет термосифонной системы без водяного насоса. Смазка двигателя обеспечивалась разбрызгиванием масла из картера. Мощность 2,9-литрового 4-цилиндрового мотора достигала 20 л.с. переключения двухступенчатой планетарной коробки осуществлялось педалями.

Цена Ford Model T в начальный период производства в 1908—1910 годы составляла 850 долларов, что примерно на треть дешевле продававшихся тогда машин подобного класса. Но уже через 10 лет с введением конвейера себестоимость выпуска резко снизилась. Машина продавалась за 350 долларов, что в 1920 году равнялось примерно половине среднего годового дохода американского рабочего.

Всего было выпущено более 15 млн Ford Model T.

ГАЗ-А 

Для СССР автомобили Ford тоже имели колоссальное значение. Но процесс автомобилизации в нашей стране связан не с «Жестянкой Лиззи», а со второй массовой моделью компании — Ford Model A, которая появилась в 1927 году и выпускалась до 1931 года. Именно ее было решено производить по лицензии в Горьком под названием ГАЗ-А на новом только что отстроенном автомобильном заводе.

Источник: ГАЗ
Источник: ГАЗ

Автомобиль имел 5-местный открытый кузов типа фаэтон, а под капотом трудился лицензированный американский двигатель рабочим объемом 3,28 л, развивающий 40 л.с. Машина уже имела привычное нам управление механической коробкой передач с помощью педали сцепления и рычага переключения справа от водителя.

Легковой ГАЗ-А собирался в Горьком с 1932 по 1936 годы. Всего было выпущено 42 тысячи машин. Предназначались они только для работы в государственных учреждениях и ведомствах. Для личного использования они не продавались.

В США Ford Model A был выпущен в количестве 4,8 млн штук и стоил от 385 долларов. Купить машину мог даже простой рабочий с месячным заработком примерно 60−80 долларов.

Citroёn A (10CV)

Во Франции вопрос о выпуске «народного автомобиля» по примеру Ford T встал после Первой мировой войны. Его разработкой занялся Андрэ Ситроен — французский промышленник, сделавший капитал на поставках боеприпасов. В июне 1919 года он переоборудовал военные предприятия на выпуск простой машины Citroёn A (10CV) и очень быстро наладил их конвейерную сборку. Уже в 1920 году завод собирал более 100 Citroёn A в день.

Это был по-настоящему необычный автомобиль. Он имел несущий кузов, передний привод, фары электрического света, трехступенчатую коробку и открытый кузов. Благодаря 4-цилиндровому 18-сильному мотору машина могла разгоняться до 65 км/ч.

В первый год производства цена на Citroёn A (10CV) составляла 7950 франков, а уже через год ввиду большой инфляции она поднялась до 12 500 франков. При этом средняя зарплата рабочего в разоренной войной стране редко превышала 700 франков в месяц.

Всего с 1919 по 1921 год было изготовлено 24 тысячи Citroёn A (10CV), а его усовершенствованная версия Citroёn B с закрытым металлическим кузовом разошлась в количестве 90 тыс. экземпляров.

Citroën Traction Avant

Самой знаменитой моделью Citroën в первой половине XX века стал Traction Avant, представленный в 1934 году. Название автомобиля означает «Передний привод». Это был революционный седан, нарисованный прославленным итальянским дизайнером Фламинио Бертони.

Конструкция машины столь же необычна, как и ее внешний вид. Двигатель был расположен продольно и стоял за передней осью. К нему спереди крепилась 3-ступенчатая коробка, которая защищалась бампером. Между силовым агрегатом и трансмиссией был дифференциал, соединенный с валами, направляющимися к ведущим передним колесам. Такая компоновка позволила освободить пространство в кузове. Передние двери Citroën Traction Avant открывались против хода движения, что обеспечивало хороший доступ в салон, а на заднем диване можно было сидеть как в лимузине — нога на ногу. Поэтому машина быстро нашла признание у таксистов.

Несущий кузов с крепким встроенным пространственным каркасом позволил занизить клиренс и центр тяжести. В результате заметно улучшилась управляемость. Автомобиль разгонялся до 140 км/ч.

Под капотом Citroën Traction Avant трудились 4-цилиндровые 1,6 и 2,0-литровые моторы, а также 6-цилиндровые 3,0-литровые агрегаты мощностью 45, 60 и 77 л.с.

Автомобиль продержался на конвейере с 1934 по 1957 годы. Всего было изготовлено 760 тыс. автомобилей. Цена машины в 1934 году составляла 15 000 франков. При этом средняя зарплата рабочего редко когда превышала 1400 франков.

Opel Kadett

Первой попыткой создать по-настоящему народный автомобиль в Германии занялись американцы. Концерн General Motors под эгидой бренда Opel разработал компактный Opel Kadett, предназначенный для граждан со средним доходом. Машина имела несущий кузов, электрические фары и независимую переднюю подвеску. Правда в отличие от Citroën Traction Avant привод у Opel Kadett был задним. Машина имела 4-цилиндровый бензиновый мотор мощностью 23 л.с. и неразрезной задний мост на продольных рессорах.

Opel Kadett
Opel Kadett

Производство автомобиля было запущено в 1936 году в Рюссельсхайме. Цена начиналась от 2100 марок. Топовые варианты с более мощными двигателями стоили 2950 марок. Средняя зарплата рабочего в Германии в 1935 году составляла 150 марок.

Автомобиль пользовался популярностью, однако его производство было свернуто в 1940 году с началом активных военных действий в Европе. Всего было изготовлено 107 608 Opel Kadett.

«Москвич»

Opel Kadett стал примером для создания отечественного массового легкового автомобиля. В конце 30-х годов его дизайн был повторен в отечественном КИМ‑10−52. После войны Советскому Союзу достался автомобильный завод в Рюссельсхайме. Оборудование и специалистов оккупационные власти вывезли в СССР, и в Москве был построен завод «Москвич».

КИМ‑10−52
КИМ‑10−52

Немецкие инженеры помогли создать новую техническую документацию, и с 1946 года автомобиль стал выпускаться под названием «Москвич 400». Это была первая модель для частников. Купить ее можно было свободно без предварительной записи. Цена «Москвич-400» составляла 8 тысяч рублей, а немного усовершенствованного «Москвич-401» — 9 тысяч рублей. Средняя зарплата в советской промышленности в 1950 году составляла 700 рублей.

Москвич-400
Москвич-400

В общей сложности за 10 лет производства было изготовлено 216 тысяч машин.

Volkswagen Käfer

Самым знаменитым народным автомобилем Европы стал, конечно же, Volkswagen Käfer, он же «Жук». Этот легковой автомобиль по количеству проданных экземпляров сравнился с Ford T и стал абсолютным чемпионом по долгожительству на конвейере.

Volkswagen Käfer 1938–45
Volkswagen Käfer 1938–45

Первый образец был представлен еще в 1938 году, однако массовое производство началось только в 1946 году после окончания Второй мировой войны. Автомобиль имел необычную конструкцию. Оппозитный мотор размещался в заднем свесе, 4-ступенчатая механическая коробка крепилась перед ним в одном корпусе с дифференциалом и главной передачей. Два вала шли к ведущим задним колесам. Мощность 1,1-литрового мотора составляла 25 л.с. Позднее на автомобилях появился 1,6-литровый оппозитник, развивавший 50 л.с.

В Германии Volkswagen Käfer делали до 1978 года. Затем производство было перенесено в Мексику, где в различных модификациях «Жук» изготавливался до 2003 года. Всего было выпущено более 21 млн заднемоторных Käfer.

Volkswagen Käfer 1972
Volkswagen Käfer 1972

В конце 30-х задумывалось, что «народный автомобиль» в Германии должен стоить 990 марок. Однако из-за начавшейся войны цена была уже другой. Volkswagen Käfer в 70-х годах стоил около 10 тысяч марок, что примерно соответствовало полугодовому заработку рабочего в ФРГ.

Источник