Пять фатальных ошибок при обгоне на трассе
Рассказываем о пяти грубых ошибках водителей, совершающих обгоны, а также о случаях, когда такой маневр запрещен и грозит штрафом.
Обгон является одним из самых опасных маневров на дороге. Всем нюансам этого маневра, особенно при его выполнении на скоростных трассах, не учат в автошколах.
Что такое обгон
Под обгоном понимают разновидность опережения одного или нескольких транспортных средств, когда водитель выезжает из занимаемой полосы на «встречку», а после завершения маневра, возвращается в свою полосу. Соответственно, опережение ПДД трактует как движение со скоростью, большей скорости попутного транспортного средства, при котором выезда на «встречку» не происходит.
Обгон также следует отличать от объезда, под которым, согласно статье 12.15 кодекса об административных правонарушениях, понимается маневр, связанный с выездом из занимаемой полосы, если дальнейшее движение по первоначальной полосе невозможно. Иными словами, речь идет о проезде мимо неподвижного непреодолимого препятствия, которым, согласно ПДД, не может считаться автобус, который высаживает пассажиров, или другой стоящий транспорт, а также лужи, ямы, камни и другие препятствия, по которым можно проехать.
Когда обгонять запрещено
В Правилах дорожного движения четко прописаны случаи, когда маневр обгона запрещен. Помимо знаков и сплошной разметки, запрещающих обгон, такой маневр будет являться нарушением в условиях ограниченной видимости. Как следует из пункта 1.2 правил, речь идет об обзоре, который ограничен рельефом местности, геометрическими параметрами дороги, растительностью, строениями, сооружениями или иными объектами, в том числе транспортными средствами.
Под запретом находится также двойной обгон, когда водитель обгоняет автомобиль, уже совершающий обгонный маневр или объезжающий препятствие. Нарушением является также, когда водитель выходит на обгон, несмотря на то, что водитель впереди включил левый сигнал поворота, или когда на обгон вышел водитель, следующий сзади.
Штрафные санкции предусмотрены также за обгон «паровозиком», когда два и более автомобиля, следуя друг за другом, совершают обгон вместе, при этом между ними небольшая дистанция. В последние месяцы водители безуспешно пытаются оспорить наказания за такое нарушение в суде разных инстанций.
Наконец, существует целый ряд локаций, где обгон запрещен ПДД. Так, совершать такой маневр запрещено на регулируемых перекрестках, на нерегулируемых перекрестках при движении по второстепенной дороге, на пешеходном переходе, железнодорожном переезде, на мосту, эстакаде, путепроводе и под ними. Кроме того, обгоны до недавнего времени были строго запрещены в тоннелях. Однако летом 2022 прерывистая разметка начала появляться в тоннелях Москвы взамен сплошных линий. Таким образом, автомобилисты получили возможность совершать ранее запрещенные перестроения.
Наказание за неправильный обгон
Санкции за неправильный обгон достаточно жесткие. В соответствии с ч. 4 ст. 12.15 КоАП РФ выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, карается штрафом 5 тыс. рублей или лишением прав на 4−6 месяцев. Повторное совершение правонарушения влечет за собой лишение права управления на один год. Те же санкции будут применены к тем, кто совершил обгон на пешеходном переходе, железнодорожном переезде, мосту, под знак «Обгон запрещен» или в условиях плохой видимости.
В зоне действия знака «Обгон запрещен» все же разрешен обгон следующих тихоходных ТС:
- Гужевых повозок,
- Велосипедов,
- Мопедов,
- Двухколесных мотоциклов без бокового прицепа.
К категории «тихоходов» ПДД относит ТС, паспортная «максималка» которых не превышает 30 км/ч. При этом на задней части таких машин должен быть размещен особый знак — красный равносторонний треугольник с желтой окантовкой.
Главные ошибки при обгоне
Не убедились, что вас уже обгоняют
Во всех автошколах стараются обучить студентов ключевому правилу — начинать обгон нельзя, не убедившись в том, что вас не обгоняют. Однако неопытные водители, как правило, не учитывают, что за ними могут следовать быстроходные и малоприметные ТС, например, спорткары или мотоциклы.
В результате, они начинают обгон, бросив лишь беглый взгляд в зеркало заднего вида и не замечают стремительно обгоняющий их автомобиль. Отсюда вывод — обгоны, особенно на трассе, необходимо тщательно готовить, действуя по принципу «семь раз отмерь — один раз отрежь». Прежде чем нажать на газ для совершения маневра, следует мониторить ситуацию «за кормой» продолжительное время.
Не рассчитали дистанцию
Одна из самых частых ошибок при совершении обгона — неправильная оценка дорожной обстановки и, прежде всего, дистанции. Правила запрещают водителю выходить на обгон, если он не сможет вернуться в свою полосу, не создавая помех другим автомобилистам. Нередки случаи, когда водитель начинает обгонять и, не успевая завершить маневр, либо перестраивается в свою полосу уже после завершения прерывистой разметки, либо, успевает завершить маневр, но подрезает соседей по потоку. В обоих случаях, это нарушение, создающее аварийную ситуацию и, соответственно, оно жестко карается.
Обгон в условиях плохой видимости
Любое ухудшение обзора должно стать поводом для отказа от обгонного маневра. Это касается, прежде всего, метеоусловий. Туман, ливень, ночное время суток при отсутствии дорожного освещения — веская причина не рисковать.
В то же время в ПДД не зря прописан запрет на обгоны при ограничениях рельефа местности и геометрическими параметрами дороги. Обгоны в самом конце подъема, в закрытых поворотах и на других участках, на которых существует ограниченная видимость, также крайне опасны.
Неправильно выбрали скорость при обгоне
При обгоне на трассе опытный водитель переключится на пониженную передачу и даст максимальный «газ», чтобы как можно быстрее вернуться в свой ряд. Новички же из-за неопытности и перестраховки нередко совершают обгонный маневр медленно и плавно, иногда оставаясь на встречной полосе минуту-другую. Медленно обгонять любят также люди, которые экономят топливо и во всех без исключения случаях следуют знакам ограничения скорости.
Такая метода опасна тем, что можно не успеть завершить маневр и либо оказаться на «встречке» за сплошной линией, либо подрезать попутный автомобиль и напугать встречный.
«Приклеились» к машине, которую собираетесь обгонять
Еще одна типичная ситуация на трассе — когда водитель машины с не самым мощным мотором буквально приклеивается к впереди идущей фуре, чтобы начать обгон, как только кончится действие знака обгон «запрещен».
Он рискует «догнать» впереди идущий «большегруз», если тот применит экстренное торможение. При такой минимальной дистанции, обзор становится хуже и, соответственно, быть уверенным, что «встречка» свободна на сотни метров вперед, уже нельзя. Наконец, если вы прижались к грузовику, то его водитель перестает вас видеть и не знает, что позади него движется машина, и это также создает аварийную ситуацию.