При каких поломках нельзя продолжать движение своим ходом
Автомобили редко ломается в один миг и зачастую дают своим обладателям возможность доехать до дома или станции технического обслуживания. Однако случаются на дороге и такие неисправности, которые не предполагают даже поездку на тросе: только эвакуатор.
Экономия — экономией, лишними богатствами сегодня мало кто обременен, но здоровье — всегда в приоритете, а жизнь у нас и вовсе одна. Риск не оправдан. Второй, но не менее актуальный аргумент вызвать подмогу с платформой — финансовый: самостоятельный «доезд» принесет больше расходов, чем сэкономит денег. В остросюжетный момент поломки некоторые аспекты просто не приходят в голову — эмоции дело свое делают — но принимать решение, особенно если дело касается автомобиля и дальнейшей поездки, следует осмысленно и вдумчиво.
Тормоза
Несмотря на многочисленные залихватские фразеологизмы, тормоза — самая важная система автомобиля: именно она гарантирует безопасность дорожного движения. Если, конечно, исправна: утечка тормозной жидкости, неисправность одного или нескольких суппортов, выход из строя вакуумного усилителя или пробой трубки — это приговор. Нет и не может быть никаких объяснений для водителя, способных оправдать выезд на дорогу общего пользования на машине с неисправными тормозами. Даже минимально, даже чуть-чуть, даже до соседнего поворота доехать и там 100 метров: автомобиль, у которого работа тормозной система отличается от штатной в связи с поломкой или неисправностью, должен быть погружен на эвакуатор и только в таком виде приехать на СТО.
Современная дорога — быстрая и загруженная, реакция шофера на происходящее должна быть стремительной и своевременной, а выход из строя такого важного элемента, как тормоза, в трех случаях из трех обернется кошмаром с жертвами. Какие бы у кого стереотипы ни были, оно того не стоит. Для всех и для каждого.
Рулевое управление
То же самое касается и рулевого управления: потеря возможности маневрировать — одно из самых фатальных событий, способных произойти во время движения. Причин тому может быть множество, вплоть до тандема ямы и разбитой подвески, но если потеряна связь между «баранкой» и колесами — пиши «пропало». Чаще всего такое стечение обстоятельств вызвано поломкой гидро- или электроусилителя руля или выходом из строя рулевой рейки. И то, и другое «на коленке», на даче или на обочине не починить: нужны запчасти и подъемник. И, желательно, дополнительная пара рук. Ни то, ни другое в одночасье не ломается: оба узла долго, но толсто намекают автовладельцу, что пора бы ему обратиться в мастерскую. Дотерпели, доездили до «конструктивной гибели» узла? Вызывайте эвакуатор!
Пожар
Машины горят часто и по множеству причин — пожар, как бы странно это ни звучало, довольно распространенная проблема на дороге. Зачастую, если везение и огнетушитель под рукой, удается машину потушить до выгорания, а в некоторых случаях — даже до серьезных повреждений. Когда испуг проходит, сердцебиение успокаивается, а пульс становится нормальным, некоторым может прийти в голову идея продолжить движение. Но делать этого нельзя.
Просто так и на ровном месте автомобиль самовоспламениться не может — должна быть веская причина: стог сена под защитой картера, заклинившие тормоза, текущие уплотнители форсунок или прыснувшее на раскаленный коллектор трансмиссионная жидкость из ГУРа, а также множество других, включающих в себя и кустарный ремонт, и внесение изменений в конструкцию, и простой, связанный со временем и пробегом, износ узлов и агрегатов. И перед тем как продолжить движение, эту причину нужно не только найти, но и нейтрализовать. С соломой под двигателем все понятно и достижимо, но все остальное — удел профессионального автомобильного механика.
Подвеска
Рычаги и шаровые, сайлентблоки и тяги — расходники на наших дорогах. Выходят из строя они часто, во внимании нуждаются регулярно, а в замене — периодически. Периодичность, увы, тесно связана с наличием финансов, так что ремонт может из раза в раз откладываться «до лучших времен». И в конечном итоге привести только к еще большему ремонту: подвеска — тот узел, где одно тянет за собой другое. Доездил «до конца» — плати по полной и меняй фактически «в сборе».
Самый распространенный случай «доездил до конца» — оторванное колесо, причиной чему в трех случаях их четырех является фатальный износ шаровой опоры. Разбитая шаровая просто выскакивает из своего паза, колесо начинает гулять, а потом — отрывается. Издали и по незнанию может показаться, что замени ее — и езжай дальше. Но это не так: за доли секунды, что колесо «бьется» в арке и разрывает крыло с бампером, подвеска буквально разваливается. Запредельные нагрузки идут и на другие элементы. В итоге нужно машину поднять, внимательно все посмотреть, а пострадавшие детали — заменить. На обочине, лежа под машиной, этого не сделать.
Обломанные ступичные болты
Крепление колеса к ступице организованно двумя наиболее распространенными методами: шпилька с гайкой или болт. Оба — каленые, так просто их не сорвать. Но если колесо «не протянуто», что, увы, регулярно случается из-за спешки на шиномонтаже, «скобяные изделия», начинаются откручиваться и в итоге просто обламываются. Повезет — заметишь, вовремя остановишься и найдешь колесо на половине креплений, а другая растеряна по дороге или обломана в своих «гнездах». Одна сломанная шпилька или болт — пол беды, но две и более — приговор. Дальше ехать уже не безопасно, машину следует в статичном положении доставить на сервис, где обломки высверлят и заменят новыми.
Электрика
Современный автомобиль — чудо техники, до краев наполненный электроникой. Это удобно и красиво, но, увы, чертовски ненадежно: платы и провода, электронные блоки да и просто места сочленения проводки имеют свойство окисляться и гореть, что, естественно, сказывается на поведении машины на дороге. Без магнитолы можно уехать очень далеко, тишина даже полезна, но вот с неисправными системами безопасности, «фолящим» ЭБУ или перманентно «отваливающимся» другим блоком, «мозгами» АКПП, например, ехать никуда не надо: неполадка может случиться в движении, на кочке или под дождем, и как себя поведет автомобиль в этой ситуации — никто не скажет. А решение придется принимать мгновенно — это дорога. Она ошибок не прощает. Заметили «баги» — зовите помощь. Не рискуйте напрасно.
Высокий расход моторного масла
Средний возраст автомобиля в России — 15 лет. Течет масло из мотора? Конечно, течет. Сгорает в цилиндрах? Конечно, сгорает. Зная об этом, многие возят с собой канистру и доливают: нету финансовой возможности отремонтировать, а ездить надо.
Но расход масла бывает разный, а в некоторых случаях он становится фатальным. Или в дороге закончился запас, пополнить который нечем и негде. И тут возникает идея «доехать» на уже горящей масляной лампе, пренебрегая масляным голоданием двигателя. Это дурная идея: ремонт моторов бывает очень разный, и в некоторых, весьма частных, заметим, случаях дело решается заменой маслосъемных колпачков, колец на поршнях и, например, полировкой ГБЦ. Такая работа тоже обойдется недешево, но она в разы доступнее, чем полная переборка ДВС, которая обязательно потребуется, если внезапно мотор начнет работать в режиме масляного голодания. Льет? Дымит? Не доводите мотор до финала, вызовете эвакуатор — это финансово целесообразно.
Авария
Ежегодно на дорогах России случаются сотни тысяч ДТП — при 53 миллионах лишь официально оформленных автомобилях, это не удивительно. Большинство — мелкие аварии, в которых теоретически конструктив не пострадал. С точки зрения механики — ехать можно: царапины, вмятины, мелкие поломки, вроде разбитой фары, на скорость не влияют. А вот с точки зрения эмоционального состояния водителя — ехать никуда не надо. Пережив стресс, опасность или внезапное происшествие, многим требуется немало времени, чтобы успокоиться вернуться к управлению транспортным средством. Комментарии здесь неуместны: водитель должен быть спокоен. Переламывать себя не нужно и просто небезопасно: повторная авария, связанная с эмоциональным возбуждением, может быть намного опаснее. Поберегите здоровье и вызовите подмогу. Нервные клетки не восстанавливаются.