Почему уходит моторное масло в двигателе автомобиля
Стоит любому автовладельцу признаться, что моторное масло он доливает, как общественность тут же вынесет вердикт: мотору пора на ремонт. Не то, что третьего — второго не дано: слушатели начнут пересказывать передающиеся из уст в уста истории о том, как все попытки разобраться с проблемой так или иначе приводили на хирургический стол моториста. А раз так — то зачем инвестировать в «припарки»? Но практика показывает, что общественное мнение от истины так же далеко, как «Титаник» от порта. Потому что есть немало причин, по которым абсолютно здоровый, полностью исправный двигатель может однажды попросить долива. Одним словом, перед тем как брать кредит и вырывать последние волосы на затылке, имеет смысл самостоятельно разобраться в проблеме, пройдя путь от простого к сложному.
Снижение уровня моторного масла в картере — явление недопустимое, поскольку работа «на сухую» обязательно приведет к задирам на цилиндрах и поршнях, что в свою очередь является фатальным явлением. После — только переборка ДВС, стоимость которой сегодня начинается с отметки в 150 000 рублей и заканчивается где-то в облаках. Например, восстановление пятилитрового двигателя Mercedes GL стоит около двух миллионов рублей, из которых 80% — запчасти. Стоит быть внимательным с маслом? Еще как стоит!
Доливая — доливай, но причину снижения уровня найти все же стоит. Синий дым из выхлопной трубы говорит о попадании избытков масла в камеру сгорания, следовательно, либо маслосъемные колпачки свое отжили, либо кольца на поршнях «залегли», либо сами поршни износились, либо цилиндры уже истерты до эллипса. Тут действительно, потребуется вмешательство моториста, вопросов нет. Но куда копать, если масло уходит, а синего дыма из глушителя не замечено? Вот тут-то и начинается самое интересное: масло не сгорает, а утекает. Вопрос «куда» не стоит, а вот «откуда» — очень даже.
Пробка заливной горловины
Мало кто замечал, но пробка заливной горловины для моторного масла, которая находится на клапанной крышке, обладает резиновым уплотнителем. Единственная задача этого крохотного сальника — удерживать масло, но со временем она дубеет. И начинает пропускать. Немного, в год по чайной ложке, но однажды ручеек становится уже заметным, причем невооруженным глазом. С лицевой-то части может быть и незаметно, но как часто мы заглядываем на плоскость двигателя, находящуюся около моторного щита? То-то и оно! Благо уплотнитель пробки — это отдельная запчасть, которую несложно найти и заменить самостоятельно.
Клапанная крышка
Сама по себе клапанная крышка тоже может быть местом утечки: во-первых, под ней есть резиновая уплотнительная прокладка, которая имеет свойство стареть. Кстати, прокладка эта одноразовая, что многие автовладельцы считают недопустимой роскошью и не видят смысла менять. Зря, подтек в торцевой части двигателя чаще прочего говорит о ее изношенности. В России очень любят решать такие проблемы с помощью герметика: намазал — и молодец. Но если посмотреть профильную литературу, то герметика на всю крышку должно быть буквально четыре спичечных головки — не более. Так что мазать ничего не надо, а по мере износа — менять.
Заменить — дело нескольких минут, но стоит помнить: затяжка болтов на клапанной крышке должна не только идти в строгом порядке, но и с определенным усилием. Так что придется позаимствовать динамометрический ключ: раздирающий сознание «дзинь» никому услышать не пожелаешь. Как колокол в пустыне, но за свой счет. Кстати, трещина в клапанной крышке — вообще не новость. Будет ли из нее течь масло? Конечно, будет. Заварить? Так себе идея: алюминиевую крышку поведет от нагрева, она потеряет геометрию, перестанет плотно прилегать к головке блока цилиндров и масло польется в утроенном объеме.
Сливная пробка
Удивительное рядом: основным источником проблем с потерей моторного масла была и остается сливная пробка. Ее регулярно не затягивают, а также перетягивают: популярны случаи, когда затянутая с излишним усилием, она просто ломает поддон. Трещина, даже минимальная и порой незаметная глазу, приводит к появлению подтеков, а под нагрузкой, в движении масло исправно льет на асфальт. Кстати, поддоны, даже алюминиевые, ремонтируются с помощью сварки в газовой среде.
Со временем «слизываются» грани на сливной горловине, а сам «запорный механизм» периодически нуждается в замене — он не вечен. Более того, на множестве моделей медная шайба, идущая вместе со сливной пробкой — и вовсе одноразовая, обязательная к замене каждый раз, когда сливают масло. Но многие водители этого не знают, а сервисмены своего запаса не имеют: в результате масло банально вытекает в нижней точке, добавляя автовладельцу седых волос.
Датчики
Заметив снижение уровня масла, нужно тщательно осмотреть весь «столб» двигателя: порой причиной повышенного расхода выступает датчик, резиновый уплотнитель которого со временем приходит в негодность и начинает пропускать. Заметить это несложно, но только при одном условии: если знать куда смотреть. Замена — копеечная, а результат впечатлит.
Сальники
Одной из самых распространенных точек протечки являются сальники распредвала или валов, в зависимости от конструкции двигателя. Резинки деградируют от времени, высокой температуры и пробега, не плотно «держатся» за паз и начинают пропускать. Странно, что этот элемент не прописан в стандартном листе обслуживания, поскольку на множестве разных моделей стал настоящей головной болью для автовладельцев: масло течет прямиком на ремень ГРМ, который от такого вынужденного соседства зачастую проскакивает. Чем обернется — рассказывать не надо: поршни встретятся с клапанами. Это переборка. Безальтернативно.
Сальники также может «давануть»: перелив, низкие температуры и неподобающее им моторное масло и многое другое способствует деформации и смещению резиновых уплотнителей. Капля за каплей, день за днем, километр за километром ручеек превращается в бурную реку. Этот узел необходимо подвергать осмотру на каждом техническом обслуживании.
Картер
Банально, но факт: крайне распространенные на корейских и японских моделях стальные «тазики» картера двигателя имеют свойство прогнивать. Популярная в России стальная защита двигателя, под которой скапливается земля, лишь ускоряет этот процесс. В результате традиционной для нашей страны эксплуатации, картер может насквозь прогнить за 3−5 лет. Но это не единственная проблема, с ним связанная.
Картеры пробивают камнями и острыми палками на бездорожье, 333 тысячи болтов, которые его держат, тоже периодически ослабевают, а неправильная установка после демонтажа для прочистки — такую процедуру тоже иногда надо делать — в картере скапливается вся грязь и следы эксплуатации — может привести к утечке. Одним словом, есть повод заехать на «яму», скинуть защиту и внимательно осмотреть маслохранилище.
Разные модели автомобилей имеют и свои уникальные «болевые точки», но вышеперечисленное — база, которая способствует снижению уровня масла в двигателе и мыслях о переборке. Каждый пункт можно проверить самостоятельно, специнструмента для этого не потребуется: стандартный набор ключей и отверток. А убедившись своими глазами, что «дело было не в бабине», можно начинать восстановление: конкретика всегда и во все времена помогала получить желаемое за меньшую сумму.