Почему с годами двигатель теряет скоростные характеристики
Хуже едет, больше потребляет горючего и чаще требует внимания
Вполне логично, что любой агрегат имеет ресурс, расходуемый в процессе эксплуатации, по выработке которого возникает потребность в ремонте или замене. Автомобильный мотор — ничуть не лучше: с годами его возможности начинают, мягко говоря, иссякать. Разгон дается все тяжелее, скорость набирается медленнее, а надо обогнать — хоть весла доставай и помогай. Общий симптом — «машина старая». Однако состоит этот вердикт из целого ряда «уставших» агрегатов, заменив которые вполне возможно вдохнуть в изношенный мотор жизнь. С чего начать? Да, собственно, как всегда: с самого простого.
Горючее
Первое, чем стоит заняться, заметив вялую тягу и повышенный расход топлива — сменить заправочную станцию. Какой бы любимой и близкой к дому она ни была: на заправках бывают разные ситуации, описывать которые бессмысленно, но переход на другое горючее с другого НПЗ зачастую задачу решает. Да, так просто. Увы, и на старуху, как известно, бывает: терминалы со временем наполняются грязью и осадком, бензовозы моют не всегда, да и от различных криминальных схем никто не застрахован. Порой так случается, что фирменная заправка в самом центре Первопрестольной разливает по топливным бакам премиальных и люксовых автомобилей откровенную «бормотуху». Не чудо, а правда жизни. Так что во первых строках долгого пути по возвращению былого величию родному мотору — новая АЗС.
Фильтр и свечи
Не достигнув нужного результата, следует вдумчиво, неторопливо, а, самое главное, без гротескной экономии обслужить мотор: поменять воздушный фильтр, масло и свечи на качественные и добротные. Один раз переплатить, но взять действительно качественные запчасти. Даже такая простая, на первый взгляд, вещица, как воздушный фильтр способна «натворить дел»: начиная от простой грязи, которая забивает фильтрующий элемент, и обедняет тем самым смесь и заканчивая откровенной подделкой, которая тонкое «душевное устройство» сначала дроссельной заслонки, а потом и камер сгорания не защищает от пыли и мелкого мусора.
Скажу страшное, но и от моторного масла немало зависит: залил неподходящее — мотор начинает его сжигать в «товарных» количествах или вовсе задирает поршнями стенки цилиндров из-за отсутствия должного количества и качества смазки. Свечи — вообще дело тонкое: от искры зависит и продуктивность, и точность работы ДВС. Поставил подделку — получил детонацию, троение и еще тысячу бед. Не стоит оно того: каждый автовладелец в состоянии накопить на приличный набор автомобильных свечей, которые нужно менять не ранее 30 000 км пробега.
Дроссельная заслонка
Один из самых сложных и хитрых узлов под капотом — дроссельная заслонка. Это выглядит она проста — трубка, которую перекрывает медный «пятак», а на деле — целая магия приготовления воздушно-топливной смеси. Стоит на ней появиться нагару — быть неравномерной работе и снижению КПД. Но вся хитрость заключается в том, что чистить заслонку нужно очень аккуратно и бережно, применение шкурок и щеток недопустимо, только специальная «химия». Более того, у некоторых моделей, на всенародно любимом Mitsubishi Lancer, такая операция, как очистка — вообще противопоказана. Допустил сильное засорение — меняй или вези к специалисту, который восстановит. Цена вопроса — 5 000 рублей. Так что на каждом ТО дроссельную заслонку следует чистить, пока это еще можно сделать химическим составом, а ее забивание продуктами сгорания всегда приводит к посредственной работе ДВС и повышенному, на уровне злоупотребления, сгоранию дорогостоящего горючего.
ДМРВ
Самая простая, как в диагностике, так и в ремонте, причина повышенного расхода в тандеме со слабой тягой — грязь на датчике массового расхода воздуха: он установлен в районе корпуса воздушного фильтра и состоит из тончайших нитей. Как водится, на них оседает пыль и прочие «особенности» русской дороги, которые неплохо было бы регулярно убирать. Но делать это стоит очень аккуратно и только специальными составами: вся «химия» после уборки должна испариться. Не касаясь, смываем мусор и наслаждаемся забытой уже динамикой.
Подсос воздуха
В двигателе есть примерно миллион различных мест, откуда может подсасывать воздух: это и шланги, и соединения, и уплотнения, и даже форсунки, чьи прокладки то изнашиваются, то неправильно устанавливаются. Найти несложно: обильный столб дыма, произведенный любым законным способом, тут же покажет источник головной боли — надо только мотор завести. Дунув под капот дымком, можно найти разом несколько «пробоин», каждую из которых необходимо устранить. После — машина поедет, ведь состав воздушно-топливной смеси будет корректным, следовательно, ДВС получит питание правильной, выставленной на заводе «калорийности».
Бензобак и его недра
Также источник проблем запросто может скрываться в топливном баке: мотору может просто не хватать бензина. Бывает такое в нескольких случаях, но самый популярный — забитая сетка фильтра грубой очистки. Абсорбер, бензонасос, грязь в «танке» и многое другое — тоже случается, но куда чаще забивается сетка, не позволяя бензонасосу создавать нужное давление. В таком случае помпа начинает качать постоянно на пределе своих возможностей, что, кстати, приводит к преждевременному выходу насоса из строя. Меняли недавно? А сеточку-то глянули? То-то и оно: просто так насос не сгорит.
Сюда же, пожалуй, стоит отнести неисправность форсунок и топливной рампы: первые забиваются, создавая вместо облака — струю, а вторая — не держит давления, которое, к слову, в рампе должно быть немалым, что-то около трех атмосфер. К слову, его, давление, можно измерить, а по результату уже делать выводы и принимать решения. Не раньше. А вот форсунки почистить и настроить — никогда не рано: стоит только помнить, что керамические форсунки очень не любят чистку в ультразвуке, часто раскалываются во время такой процедуры. Стоят-то они сегодня очень недешево, крайне не хотелось бы решать проблему с помощью магазина.
Тормозные механизмы
Как ни странно, но одной из самых распространенных причин слабой динамики и повышенного расхода топлива, является не мотор и его навесное. Более того, беда кроется даже не под капотом и не в топливном баке. Она — в колесе: заклинил тормозной суппорт. Многие водители твердо убеждены, что заклинивший тормоз — это сразу заметно, колесо ж не провернется. Нет, такой вариант — случай крайний и, честно говоря, редкий. Гораздо чаще в нашей городской эксплуатации, которая сама по себе является тяжелой, случается, что тормоза — один или сразу несколько суппортов слегка подклинивают. Даже по температуре диска особо не чувствуется. А он — заклинил. Машине становится тяжелее ехать, ее будто держат «за хвост», на разгон требуется больше времени и больше топлива. Решить проблему можно тривиальной переборкой суппортов, заменив и смазав направляющие, оценив состояние поршня и очистив от коррозии, которая так, конечно же, есть, его цилиндр.
Как показывает практика и суровый быт отечественного автомобилиста, не так страшен черт, как его малюют. В России делается и ремонтируется абсолютно все, а уж мелкие сложности, вызванные временем, так уж точно. Более того, многое и вовсе можно сделать самостоятельно, без привлечения мастеров и механиков: буквально дома или на даче, заручившись обычным набором инструментов и свободным вечером. Было бы желание.