Почему плавают обороты

Почему плавают обороты: причины и способы решения

Еще пару десятилетий назад любой водитель мог с помощью отвертки отрегулировать карбюратор и устранить нестабильную работу двигателя. Многие проблемы решались с помощью продувки и промывки. Сейчас проблем прибавилось. Электронный впрыск с датчиками и компьютерными платами живет своей жизнью и иногда подбрасывает сюрпризы. В итоге мотор может нестабильно работать, как после холодного старта, так и после прогрева. Из-за чего это бывает и как наладить мотор?     

 

Чем опасны плавающие обороты холостого хода двигателя

Нестабильная работа двигателя на холостом ходу наблюдается при холодном старте. После запуска электроника меняет состав смеси и обогащает ее, чтобы обеспечить работу при низких температурах. Мотор переходит на повышенные обороты. Стрелка тахометра подпрыгивает до 1100 об/мин, а затем по мере прогревания ползет вниз до 750-800 об/мин. Это вполне штатное поведение современного мотора с электронным впрыском.

Однако встречаются и нештатные режимы работы. Бывает, что после прогрева мотор на холостых оборотах трясется и троит, а стрелка тахометра идет то вверх, то вниз. Растет потребление топлива, увеличиваются выбросы вредных веществ в атмосферу, выхлоп начинает плохо пахнуть. Иногда кажется, что мотор вот-вот заглохнет. В машине становится некомфортно ездить.

 

Как понять, что обороты на холостом ходу нестабильны

При отпускании педали газа стрелка тахометра обычно опускается ниже 1000 об/мин и замирает на месте. При нормальной работе не должно ощущаться вибраций и подергиваний мотора. Если стрелка то поднимается, то опускается, или мотор троит, вызывая тряску кузова, то это признак неисправности. Тревожным симптомом является нестабильная работа на прогретом моторе.

Источник: Freepik

Основные причины плавающих оборотов

Если говорить о карбюраторных двигателях, то наиболее частыми причинами плавающих оборотов являются: некорректная настройка карбюратора, плохая регулировка холостого хода, залипание дроссельной заслонки, поломка электромагнитного клапана карбюратора. После прочистки карбюратора и дросселя обороты должны стабилизироваться.

На инжекторных машинах проблемы разнообразнее. Нестабильность работы двигателя на холостом ходу вызывается перебоями с воздухом. Происходит это из-за механических повреждений системы впуска, загрязнения дросселя или неправильной работы электронных датчиков.

1. Повреждение регулятора холостого хода (РХХ/КХХ)

Нередко на работе холостого хода отражаются повреждения регулятора холостого хода РХХ. В тот момент, как водитель отпускает педаль газа, дроссельная заслонка закрывается, но автоматически открывается байпасный канал для поступления воздуха. Он тоже находится в дроссельном узле, но служит исключительно для работы на холостых оборотах.

Регулятор холостого хода имеет клапан, отвечающий за работу канала. Бывает, что регулятор теряет подвижность, и воздух поступает в ограниченном количестве, что и сказывается на стабильности работы мотора. Перебои клапана возникают из-за предельного износа или обрыва провода вследствие длительной эксплуатации. Возможны перебои и из-за механического повреждения, к примеру, из-за трещины. В итоге, клапан полностью не закрывается, в через него засасывается лишний воздух. В результате, смесь обедняется и даже на хорошо прогретом двигателе появляются трудности в работе.

Способы решения

Заменить регулятор холостого хода и прочистить технический узел от грязи.

Источник: BMW

2. Загрязненная дроссельная заслонка

Еще одна распространенная причина плавающих оборотов — грязь в дросселе. Причиной засорения может быть старый воздушный фильтр, пропускающий пыль, или некачественный бензин, а также проблемы с зажиганием.  Бывает, что водитель использует нештатный очиститель, который плохо облегается крышкой, пыль просачивается через щели, летит в дроссель и оседает на заслонке и ее ножках.

Нередко за загрязнение дросселя ответственны картерные газы, несущие масляные пары. На направляющих и на обрамлении образуется тягучий налет, затрудняющий подвижность заслонки. В итоге при закрытии она перестает плотно прилегать к корпусу и пропускает воздух, в результате чего мотор не может выйти на штатный режим работы.

Способы решения

Прочистить дроссельную заслонку. Сделать это можно с помощью специальных средств, распыляющих автомобильную химию непосредственно к закоксовавшейся заслонке.

Источник: Mini

3.Нарушение целостности системы впуска

Пропускать воздух может не только дроссель, но и патрубки системы впуска. Они повреждаются при неправильном демонтаже во время смены фильтра или из-за неумелого ремонта двигателя. Пластиковые патрубки также трескаются от времени. Чем шире щель, дыра или трещина, тем больше неучтенного воздуха попадает в камеры сгорания. При движении под нагрузкой это не страшно, но для холостого хода критично.

При работе на холостых оборотах электронный блок готовит обедненную смесь. Количество воздуха строго дозируется ЭБУ и электронным клапаном РХХ. Из-за нештатного «подсоса» нарушается приготовление смеси, что и сказывается на ее сгорании в цилиндрах. Чтобы не дать заглохнуть мотору, ЭБУ наращивает обороты, а потом снижает их, что сказывается на стрелке тахометра, которая плавает, то вверх, то вниз.

Способы решения

Перебрать систему впуска и найти лишние дыры на патрубках. Пластиковые детали неремонтопригодны. Их лучше менять на новые.

Источник: BMW

4. Битые электронные датчики

За перебои в работе мотора отвечают поврежденные датчики, в том числе регулятор положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) и датчик массового расхода воздуха (ДМРВ). На турбированных агрегатах стоят сенсор температуры (ДТВ) и абсолютного давления (ДАД). Если они дают неверные показания, то мотор сигнализирует нестабильностью работы. Нередко к перебоям в работе мотора приводит и датчик кислорода, который стоит в системе выпуска.

Если неисправен датчик положения коленвала (ДПКВ) или распредвала (ДПРВ), то сбиваются фазы газораспределения, провоцирующие неправильную работу клапанов, усиление образования нагара.

Способы решения

Проблема распознается комплексной диагностикой двигателя. Причем не каждый сервис может ее провести. Битые датчики ремонту не подлежат и их меняют на новые.

Источник: BMW

5. Неисправность форсунок

Перебои в системе питания связаны и с нарушением подачи бензина. Чаще всего тому виной засорившиеся или поврежденные форсунки. Бывает, что они выдают разную дозировку бензина, из-за чего появляется тремор и тряска в моторе. Такой же эффект появляется и при нестабильной работе топливного насоса или загрязнившихся топливных фильтрах. Правда, эти нарушения чаще проявляются под нагрузкой, а не на холостом ходу.

Способы решения

Решить проблемы с форсунками можно двумя способами: промывкой или их заменой. Неисправный топливный насос можно починить, но он в большинстве случаев стоит в бензобаке. Его демонтаж сопряжен с заметными трудозатратами.

Источник: Freepik

6. Давление картерных газов

Самой неочевидной неисправностью, влияющей на работу мотора, считается повреждение клапана вентиляции картера PCV. При закисании клапана возрастает давление картерных газов, из-за чего они смешиваются с парами масла, выдавливаются в клапанный механизм, в систему впуска и могут загрязнять клапаны, поршни и даже дроссельную заслонку.

Способы решения

Диагностировать высокое давление можно по масляному щупу, который во время работы выскакивает из своего гнезда, или по текущим сальникам и прокладкам. Еще можно проверить с помощью крышки газораспределительного механизма, которую нужно снять перед запуском мотора. Если при установке обратно она присасывается, то в моторе разряжение, а если выдавливается — то налицо рост давления. Проблема устраняется заменой клапана картерных газов PCV.

6. Давление картерных газов

Самой неочевидной неисправностью, влияющей на работу мотора, считается повреждение клапана вентиляции картера PCV. При закисании клапана возрастает давление картерных газов, из-за чего они смешиваются с парами масла, выдавливаются в клапанный механизм, в систему впуска и могут загрязнять клапаны, поршни и даже дроссельную заслонку.

Способы решения

Диагностировать высокое давление можно по масляному щупу, который во время работы выскакивает из своего гнезда, или по текущим сальникам и прокладкам. Еще можно проверить с помощью крышки газораспределительного механизма, которую нужно снять перед запуском мотора. Если при установке обратно она присасывается, то в моторе разряжение, а если выдавливается — то налицо рост давления. Проблема устраняется заменой клапана картерных газов PCV.

Источник