Почему машина расходует много топлива
Рассказываем, почему автомобиль иногда начинает расходовать слишком много топлива.
Авто Mail систематизировал причины, по которым автомобиль может расходовать заметно больше топлива, чем обозначено в мануале. Некоторые из них могут укладываться в область технических неисправностей, другие — являться следствием ошибок в управлении и эксплуатации автомобиля.
Прежде чем везти машину на диагностику, следует исключить так называемый человеческий фактор. Ведь нередко причиной перерасхода является неправильная манера езды и игнорирование рекомендаций экспертов. Прежде всего, следует обратить внимание на следующие моменты.
Агрессивная манера езды
Активная езда с циклами быстрых разгонов и торможений, равно как движение по шоссе на пониженной передаче могут увеличить потребление топлива на несколько литров на 100 км пути.
И наоборот, для максимальной экономичности следует плавно стартовать и удерживать обороты двигателя примерно на 30% от максимальной мощности. В большинстве случаев это 2000−2500 об/мин.
Неправильное переключение передач
Перерасход может вызвать даже такая, казалось бы, невинная вещь, как ошибки при управлении машиной с механической коробкой передач. Скажем, чтобы машина умерила аппетит, бывает достаточно отказаться от привычки раскручивать мотор на пониженных передачах. Например, рекомендуется переключение с «первой» на «вторую» уже при достижении скорости 20 км/час. Также, переключая передачу, следует открывать «газ» плавно, не топая по педали акселератора.
Движение в заторах
Регулярное ползание в пробках, равно как езда в рваном ритме могут увеличить расход топлива в два раза и даже больше, если автомобиль имеет большую снаряженную массу и оснащен мощным силовым агрегатом.
Использование кондиционера
Постоянное использование кондиционера на полной мощности выльется в увеличение расхода топлива примерно на 15%. Тем не менее, тот, кто предпочитает кондиционеру или климат-контролю открытые стекла, не выгадает. На скорости выше 100 км/ч двигаться с опущенными стеклами будет даже еще менее экономично, чем с включенным «кондеем» из-за роста аэродинамического сопротивления.
Езда с непрогретыми двигателем
Если начать активную езду, не прогрев силовой агрегат, рост расхода горючего вас неприятно удивит. Непрогретый двигатель способен сжигать на 15−20% больше, чем работающий в оптимальном температурном режиме, что обусловлено переобогащенной топливо-воздушной смесью.
Езда с приспущенными шинами
Слабо накачанные шины могут увеличить расход топлива от 0,6 до 3%. Оптимальным давлением в покрышках для небольших «легковушек» считается 2,5 бара. Если накачать «баллоны», к примеру, до 3 бар, экономия возрастет в еще большей степени, однако протектор шины в таком случае будут изнашиваться неравномерно.
Даже более часто повышенный расход связан со следующими техническими неисправностями.
Износ двигателя
На расход топлива может существенно влиять износ силового агрегата. Главной причиной роста потребления бензина и дизтоплива у машин с большим пробегом является нарушение компрессии в цилиндрах.
Дело в том, что горючая смесь в таком случае сжимается недостаточно. Отсюда — повышенный расход и одновременно — снижение мощности мотора. Другие часты технические неполадки, провоцирующие перерасход — ослабшие пружины клапанов, изношенный распредвал или растянутая цепь ГРМ.
Свечи зажигания, катушки зажигания
Автопроизводители не случайно рекомендуют менять свечи зажигания строго по регламенту. В противном случае изношенный «расходник» будет провоцировать пропуски зажигания, что ухудшит работу двигателя, повысит его расход и снизит мощность.
Катушки зажигания, преобразующие ток низкого напряжения от аккумулятора в высокий, тоже могут выходить из строя. Следствием этого являются увеличение расхода топлива, пропуски зажигания и характерные хлопки из-за не полностью сгоревшего топлива. Вывести из строя катушку зажигания может как использование неисправных свечей, так и воздействие грязи, влаги, высокого напряжения и химических реагентов.
Неисправности топливной системы
Частая причина роста потребления бензина или дизтоплива — износ топливных форсунок и проблемы с топливным насосом. Что касается форсунок, осуществляющих впрыск горючего в камеру сгорания, они могут изнашиваться (например, из-за агрессивных присадок), а отверстия в их распылителе могут закупориваться. Отсюда — как перебои в работе детали, так и неполное сгорание смеси и перерасход горючего. Поэтому следует проводить периодическую чистку форсунок.
Неисправный бензонасос в свою очередь может не обеспечивать достаточное давление в топливной системе, из-за чего распыление у форсунок ухудшается, и смесь сгорает хуже.
Топливный фильтр
Загрязнившийся топливный фильтр может ввести в заблуждение электронный блок управления, который начнет давать команду на более длительное открытие форсунок. В результате в камеру сгорания будет попадать меньше кислорода, и топливный аппетит автомобиля возрастет.
Воздушный фильтр
Еще загрязнен воздушный фильтр, также возникнет дефицит воздуха, необходимого для полного сгорания топлива. В результате нарушится работа датчика массового расхода воздуха, смесеобразование будет происходить некорректно, и машина станет прожорливой.
Неисправности системы выпуска
Превратить в «обжор» машины с большим пробегом может изношенный каталитический нейтрализатор (катализатор). Например, при его слабой пропускной способности вследствие нагара на сотах поршню становится сложнее вытолкнуть газы, в результате происходит снижение моторной тяги и увеличивается расход бензина или солярки.
Некорректные развал-схождение
Если колеса автомобиля установлены под неправильным углом, машина будет притормаживать. Отсюда — как повышенный расход, так и быстрый износ резины. В том числе поэтому специалисты рекомендуют проводить процедуру сход-развал ежегодно после сезонной смены резины.
Как снизить расход топлива
Эксперты рекомендуют при движении по трассе активировать самую высокую, прямую, передачу и поддерживать по возможности крейсерскую скорость 90−100 км/ч.
Еще одна рекомендация связана с используемым топливом. Запас хода на высокооктановом топливе, рекомендованном автопроизводителем, снизится относительно менее калорийного горючего. Иными словами, при прочих равных вы сожжете меньше 95-го бензина, чем 92-го.
Не секрет также, что на расход топлива влияет выбор моторного масла. Его вязкость должна соответствовать требованиям производителя. В целом, высокий уровень вязкости способствует увеличению расхода топлива в среднем на 10%.
Еще одно слагаемое пониженного расхода — правильный выбор резины. Вы сэкономите больше горючего, если выберете шины с менее «зубастым» протектором. Играет роль также ширина покрышки. Чем она меньше, тем менее прожорлив будет автомобиль.
И, наконец, эксперты советуют регулярно проводить очистку топливной системы при помощи специальных составов, своевременно менять свечи и фильтры, чтобы воздушно-топливная смесь была оптимальной.