Почему греются передние тормозные диски

Почему греются передние тормозные диски

Основные причины и последствия перегрева тормозных механизмов автомобиля, а также способы решения этой проблемы. Как ездить и тормозить, чтобы диски не грелись?

В Сети можно найти много вопросов от водителей на тему перегрева передних тормозных дисков. Довольно часто их задают владельцы отечественных моделей: УАЗ Патриот, «Шевроле Нива», ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110. Хотя и у иномарок передние тормоза тоже греются. Разберем, что является причиной этого явления, какие у него могут быть последствия, как устранить проблему и не доводить до перегрева дисков.

Как устроены передние тормоза

Появившиеся больше 100 лет назад дисковые тормозные механизмы используются во всех современных автомобилях. Как минимум, на передних колесах. Принцип их действия прост: усилие, передаваемое от педали тормоза посредством специальной жидкости к суппортам, воздействует на тормозные поршни, прижимающие колодки к дискам. Создаваемое между ними трение обеспечивает замедление и остановку авто.

Источник: legion-media / Oleksandr Sokurenko

Дисковый тормозной механизм состоит из:

  • тормозного диска,
  • суппорта,
  • колодок,
  • направляющих колодок,
  • цилиндра,
  • поршня,
  • защитного кожуха.

Должны ли греться тормоза

Поскольку принцип действия тормозных механизмов таков, что кинетическая энергия движения машины превращается в тепловую через трение между дисками и колодками, тормоза неизбежно нагреваются во время работы, и это нормально. Вопрос только в том, до каких значений происходит нагрев и успевают ли они остывать, чтобы выполнять свою функцию.

Обычные передние тормозные диски, используемые в большинстве автомобилей и чаще всего изготавливаемые из чугуна, при торможениях могут нагреваться в среднем до 200−300°С. Реже встречающиеся керамические у мощных и спортивных авто — до 1000 . Чтобы лучше отводить от них выделяемое большое количества тепла, диски делают вентилируемыми. Они состоят из двух частей, которые соединяются лопастями для создания воздушного потока.

Основные причины нагрева передних тормозных дисков

Передние тормозные диски в процессе эксплуатации могут нагреваться больше положенного — до 400−500°С. Иногда они раскаляются до красна или до появления дыма. Это свидетельствует о неправильной работе самого механизма или о жестких режимах эксплуатации авто, когда диски и колодки попросту не успевают остывать.

Причины перегрева тормозов из-за эксплуатации:

  • агрессивный стиль езды,
  • частые, интенсивные и экстренные торможения,
  • затяжной спуск под уклон,
  • буксировка машины или прицепа.

Также передние тормоза могут перегреваться из-за того, что элементы механизма не выполняют свою функцию. Например, цилиндр заклинивает и колодка остается прижатой к поверхности диска, даже когда водитель не жмет на тормоз.

Причины перегрева тормозов из-за неисправности:

  • критический износ колодок, дисков и суппортов,
  • повреждения или коррозия дисков и колодок,
  • изменение свойств диска после перегрева (закалка),
  • дешевые некачественные детали,
  • неправильная установка колодок,
  • заедание поршня в тормозном цилиндре из-за грязи или коррозии,
  • износ ступичного подшипника (тормозной диск греется с одной стороны).

Почему передние тормозные диски греются после замены

Бывает, что передние тормоза сильно греются после замены колодок или дисков вместе с колодками. После такой процедуры на протяжении 200−300 км рекомендуется их обкатка без резких, сильных и продолжительных торможений. Это необходимо, чтобы диски и колодки притерлись, а площадь контакта стала максимальной. Если сделать все правильно, то спустя несколько сотен километров проблема самоустраняется.

Если время обкатки прошло, а передние тормоза все равно сильно греются, возможно, причиной являются неправильно подобранные колодки и диски, а также низкое качество материалов этих деталей и их исполнение. Или же при замене дисков и колодок мастер не очистил элементы системы от грязи, ржавчины, не смазал и не расходил поршень в тормозном цилиндре. Тогда тормоза будут подклинивать и прижатая к диску новая колодка или колодки будут греться постоянно.

Источник: Unsplash

Последствия перегрева тормозов

Игнорировать проблему сильного нагрева передних тормозных дисков и колодок нельзя, поскольку от работы этой системы зависит безопасность поездки, а также жизнь и здоровье не только владельца машины, но и других участников движения. Ведь когда тормоза раскаляются до слишком высоких температур, колодки просто скользят по ним практически без сцепления. Иначе говоря, у машины пропадают тормоза.

Да и тормозная жидкость может закипеть. Тогда появившиеся в трубках пузырьки пара и создаваемые ими пробки приведут к выходу системы из строя. Кроме того, перегретые диски могут деформироваться от проезда по лужам или если начать мыть машину, не дав им остыть. Также диски могут треснуть от перепада температур, если заехать в снег. О том, что диски подвергались перегреву, подскажет изменившийся цвет их рабочей поверхности. Она может посинеть или даже почернеть местами или полностью. Перегретые диски стоит заменить, поскольку их эффективность снижается.

Как устранить проблему

Если вы занимаетесь ремонтом и обслуживанием своего автомобиля самостоятельно, у вас есть для этого гараж, необходимое оборудование и инструменты, а также знания и навыки, то решить проблему перегрева тормозов можно своими силами. В противном случает с этим лучше обратиться к специалистам в автосервис.

Чтобы решить проблему перегрева передних тормозов нужно:

  • Провести диагностику ходовой и тормозов, чтобы найти причину перегрева,
  • Заменить ступичный подшипник, если дело в нем,
  • Заменить диски и колодки, если они изношены,
  • Почистить, перебрать и смазать суппорт если он подклинивает, а также заменить все манжеты и уплотнения,
  • Установить колодки правильно, если они стоят не так, как надо,
  • Произвести обкатку дисков и колодок после замены.

Как избегать перегрева тормозов

Однако лучше не допускать перегрева передних тормозов, чем искать потом виновных в проблеме, а также регулярно менять диски и колодки. Для этого стоит пересмотреть стиль вождения. В частности сократить число резких разгонов и ускорений, а также частых и экстренных торможений. Старайтесь передвигаться преимущественно с одинаковой скоростью. А чтобы замедлить авто, по возможности используйте торможение двигателем, двигаясь накатом с отпущенной педалью газа.

Контролируйте состояние тормозных механизмов, производя их своевременную очистку от грязи, смазывая элементы, по необходимости меняя уплотнители и прокладки, а также поддерживая свободный ход поршней в цилиндрах суппортов. И конечно же своевременно обновляйте тормозную жидкость в системе. Со временем она теряет свои свойства. Наиболее распространенную жидкость на гликолевой основе (DOT 3, DOT 4, DOT 5.1) производители рекомендуют менять раз в 2 года или примерно через 40 000 км пробега.

Не экономьте на запчастях. Следите за износом тормозных колодок и дисков, не затягивайте с их заменой, когда подходит время. При выборе новых расходников избегайте дешевых аналогов. После замены проводите правильную обкатку без сильных нагрузок на систему и резких торможений. С перегретыми тормозами не гоняйте по лужам и не мойте машину сразу после поездки пока диски не остыли.

Источник