Мифы о вариаторах

Мифы о вариаторах

Многие не доверяют бесступенчатым коробкам, считая их ненадёжными и неудобными в использовании. Правы ли они?

С чего всё началось?

Эксперименты с подобными трансмиссиями начались давным-давно, но первой массовой серийной моделью стала голландская малолитражка DAF 600 — она дебютировала в 1959 году и за несколько лет разошлась приличным тиражом. Но добрых слов Variomatic не заслужила — машина была медленной, а трансмиссия оказалась и слишком непривычной для водителей тех лет, и слишком громоздкой.

Потом эту тему подхватили шведы из Volvo, а по мере того, как вариаторы становились компактнее, их получали и небольшие автомобили — например, такие трансмиссии обрели популярность в Японии. Пробовали свои силы и немцы — Audi ставила на некоторые модели вариатор Multitronic, но впоследствии отказалась от него.

А японцы не бросили бесступенчатые коробки — их используют Nissan, Mitsubishi, Subaru, Toyota и даже Infiniti. Причем им, похоже, удалось победить один из главных недостатков вариаторов — невозможность передачи большого крутящего момента. Турбомоторы Infiniti и Subaru выдают по 350 Нм — а вариатор Lineartronic ставят даже на седан… WRX!

Зачем вообще вариатор?

Главное преимущество бесступенчатых коробок — гибкое изменяемое передаточное отношение. Это позволяет оптимально использовать возможности двигателя, а попутно и делает езду плавной, потому что не нужно переключать передачи. В теории автомобили с вариаторами должны быть и более экономичными.

Но производители используют их не только поэтому — сейчас вариаторы стали достаточно компактными и легкими, а массовые объемы выпуска делают их дешевле. Так что есть и экономическая составляющая.

Но он же ненадежный и не ремонтируется!

Пожалуй, на фоне традиционных автоматов вариатор и правда не может похвастать выдающимися показателями надежности, но с каждым поколением в конструкцию вносят серьезные изменения. Дело даже не в том, что резиновый ремень давно заменили металлическим (или даже цепью). Сейчас на многих моделях есть гидротрансформатор, который смягчает рывки в первые секунды старта — а именно это губительно для шкивов, на них могут появляться задиры.

Ставятся и радиаторы охлаждения, чтобы вариатор не «сдался» при перегреве. Так что по факту продлить жизнь коробки очень легко — не злоупотреблять резкими стартами, не сходить с ума на бездорожье, не двигаться с долговременной пробуксовкой и менять трансмиссионное масло хотя бы раз в 60-90 тысяч километров (что бы ни писали автопроизводители, хуже от этого точно не будет). И это касается любой автоматической коробки.

«Мотор орет, едешь, как на троллейбусе»

Многим не нравятся вариаторы за непривычность управления — при интенсивных разгонах двигатель надолго зависает на высоких оборотах, что, конечно, сказывается на акустическом комфорте, а заодно поселяет в голове мысли, что мотору от этого не слишком хорошо.

Но все современные вариаторы уже умеют имитировать переключения при разгонах, а некоторые из них работают так, что даже опытные водители не могут поверить, что едут не на машине с классическим автоматом. К тому же, в городе управлять таким автомобилем — сплошное удовольствие: нет никаких рывков, все плавно и линейно. 

А чем больше машин с вариаторами, тем проще потом покупателям, выбирающим подержанные автомобили, да и сервисные станции, специализирующиеся на ремонте автоматических коробок, изучили самые популярные вариаторы вдоль и поперек. Поэтому бояться не надо. Если вы не гоняете со светофоров, а предпочитаете плавную езду, то бесступенчатые трансмиссии подойдут идеально.

Источник