Маркировка шин: что означает и как расшифровать
Водители регулярно сталкиваются с покупкой нового комплекта покрышек для автомобиля. Определиться с выбором помогает маркировка шин. Рассказываем, для чего она нужна и как ее расшифровать.
Ассортимент новых покрышек постоянно меняется — водителям приходится разбираться в брендах и моделях шин, чтобы найти оптимальный комплект для своих автомобилей. Сцепные свойства, уровень шума на высокой скорости и цена — это не единственные параметры, на которые стоит обращать внимание при выборе покрышек. О той или иной модели многое можно узнать даже без обращения к автоэкспертам и отзывам других водителей — поможет маркировка шин, нанесенная производителем на боковины покрышек.
Что такое маркировка шин и для чего она нужна
Указанная на боковинах покрышек информация позволяет понять, подойдет новый комплект резины вашему автомобилю или нет. Избежать ошибки поможет маркировка шин: колеса с другими параметрами по диаметру и ширине могут оказаться слишком малы или велики. Она предоставляет возможность заранее сопоставить их с размерами дисков машины. Помимо размерности, в маркировке указаны индексы скорости и грузоподъемности, дата изготовления шины, данные о сертификации и типах транспортных средств, на которые рассчитаны покрышки, а также другие важные сведения.
Расшифровка размерности шин
Маркировка размеров шин — это едва ли не самое заметное обозначение, которое производители наносят на боковину автомобильной резины. Если расшифровать 225/55 R17, то первое число — ширина профиля покрышки (225 мм), а второе (55) означает высоту профиля в процентах от ширины. Чтобы перевести это значение из абстрактных процентов в высоту профиля (грубо говоря, толщину шины), нужно воспользоваться простой формулой расчета: 225 × 0,55 = 123,75 мм.
Латинской буквой R шинники обозначают радиальную конструкцию покрышки — в наше время для легковых машин резину другого типа почти не выпускают. Стоящая за ней цифра (17) указывает на посадочный диаметр резины в дюймах. В сочетании с буквой R ее по ошибке часто принимают за радиус — такая маркировка диаметров шин регулярно вводит в заблуждение даже опытных автомобилистов.
Дюймовый формат
На внедорожниках и грузовых машинах вместо метрического формата чаще встречается дюймовая размерность. Главное отличие — первые два параметра: вместо ширины и высоты профиля в дюймовом формате указаны соответственно внешний диаметр покрышки и ее ширина. Размерность такой шины расшифровать даже проще, потому что не нужно обращаться к математическим формулам для расчета основных параметров (хотя для перевода дюймов в миллиметры все же придется воспользоваться калькулятором).
Для примера возьмем модель с кодом 33×11.5 R16. Внешний диаметр шины — 33 дюйма, то есть 838,2 мм. Следующая маркировка шин — ширина, тут она составляет 11,5 дюйма (292,1 мм). Посадочный диаметр покрышки — 16 дюймов. Чтобы посчитать внешний диаметр в метрическом формате, кстати, тоже придется повозиться с калькулятором — в этом плане дюймовая маркировка шин автомобиля удобнее.
Индексы грузоподъемности и скорости
Размерность шин — это далеко не единственный параметр, на который стоит обращать внимание, выбирая новую резину. Каждый комплект покрышек рассчитан на определенные условия эксплуатации. К примеру, недорогие шины для малолитражек лучше не устанавливать на тяжелый внедорожник или мощный суперкар, даже если они подходят по размеру. Не ошибиться с покупкой помогут специальные индексы грузоподъемности (нагрузки) и скорости.
Индекс нагрузки
Индекс грузоподъемности обозначен цифровой серией от 62 до 129 на боковине шины. Чем больше номер, тем выше допустимая нагрузка. Цифры не соответствуют значениям грузоподъемности напрямую — для того чтобы узнать нужный параметр, придется воспользоваться специальной таблицей. Ориентироваться стоит на полную массу машины: чтобы подобрать комплект шин, надо поделить вес автомобиля на четыре — полученное значение составит минимально допустимый порог.
Например, для автомобиля с полной массой 2200 кг лучше выбирать шины с индексом грузоподъемности 88 и выше: в среднем на каждую покрышку будет приходиться по 550 кг. Индекс 88 означает, что допустимая нагрузка на одно колесо составляет 560 кг. Выбирать лучше с запасом: на некоторых моделях с переднемоторной компоновкой и передним приводом развесовка по осям далека от идеальной (50 : 50), и тогда на переднюю ось нагрузка будет выше. Если из 2200 кг массы машины, скажем, 1350 кг будет приходиться на передние колеса (по 675 кг на каждое), то стоит выбирать шины с индексом нагрузки 95 и выше.
Индекс | Предельно допустимая нагрузка на шину, кг | Индекс | Предельно допустимая нагрузка на шину, кг |
62 | 265 | 96 | 710 |
63 | 272 | 97 | 730 |
64 | 280 | 98 | 750 |
65 | 290 | 99 | 775 |
66 | 300 | 100 | 800 |
67 | 307 | 101 | 825 |
68 | 315 | 102 | 850 |
69 | 325 | 103 | 875 |
70 | 335 | 104 | 900 |
71 | 345 | 105 | 925 |
72 | 355 | 106 | 950 |
73 | 365 | 107 | 975 |
74 | 375 | 108 | 1000 |
75 | 387 | 109 | 1030 |
76 | 400 | 110 | 1060 |
77 | 412 | 111 | 1090 |
78 | 425 | 112 | 1120 |
79 | 437 | 113 | 1150 |
80 | 450 | 114 | 1180 |
81 | 462 | 115 | 1215 |
82 | 475 | 116 | 1250 |
83 | 487 | 117 | 1285 |
84 | 500 | 118 | 1320 |
85 | 515 | 119 | 1360 |
86 | 530 | 120 | 1400 |
87 | 545 | 121 | 1450 |
88 | 560 | 122 | 1500 |
89 | 580 | 123 | 1550 |
90 | 600 | 124 | 1600 |
91 | 615 | 125 | 1650 |
92 | 630 | 126 | 1700 |
93 | 650 | 127 | 1750 |
94 | 670 | 128 | 1800 |
95 | 690 | 129 | 1850 |
Индекс скорости
Еще один важный параметр — максимальная скорость, на которую рассчитаны те или иные покрышки. Определить ее помогает индекс скорости, обозначенный латинскими буквами на боковине шины сразу за индексом грузоподъемности. Спортивным автомобилям недорогие шины для маломощных городских машин просто не подойдут. Без специальной таблицы в этих значениях не разобраться.
Индекс | Скорость, км/ч | Индекс | Скорость, км/ч |
L | 120 | U | 200 |
M | 130 | H | 210 |
N | 140 | V | 240 |
P | 150 | W | 270 |
Q | 160 | Y | 300 |
R | 170 | VR | >210 |
S | 180 | ZR | >240 |
T | 190 | ZR (Y) | >300 |
Параметры износостойкости, сцепления и температуры
Встречаются на шинах и другие обозначения. Индекс износостойкости покрышки (Treadwear) обозначен поделенным на 480 пробегом, пройденным по итогам шинных испытаний производителя. Если рядом с этим словом указан индекс 320, то на заводских тестах эта модель смогла пройти 153,6 тыс. (480 × 320) км.
Еще один важный фактор при выборе шин — уровень сцепления с дорогой, обозначенный словом Traction. Для большинства современных шин используется градация по латинским буквам от A до C, но для наиболее цепких покрышек существует более свежий индекс AA. Сегодня практически все представленные на рынке модели соответствуют уровням A или AA.
Способность шины противостоять перегреву на высоких скоростях отражает отдельный температурный индекс. Его помечают словом Temperature. Для него тоже введена буквенная система индексов (A, B и C в порядке убывания разрешенной скорости), но сегодня почти на всех шинах стоит литера A, разрешающая разгоняться без ограничений — выше 184 км/ч — с нулевым риском перегреть покрышки, если давление в них соответствует рекомендациям производителя.
Сезонность
Шины делятся не только на летние и зимние, разновидностей у покрышек много, и часто отнести их к тому или иному типу по сезонному признаку можно благодаря еще одной маркировке. Зимние шины можно определить по снежинке на боковине или маркировкам M + S и M + SE. Всесезонные шины типа AGT подходят скорее для регионов с мягким климатом — для продолжительных снежных зим лучше выбирать полноценные зимние покрышки. Внедорожные шины M/T с развитым протектором, равно как и более универсальные модели A/T, для зимней эксплуатации не подходят. Отдельного внимания заслуживают дождевые шины — такая резина устойчива к аквапланированию, но к морозам не готова.
Маркировка | Сезон |
Изображение снежинки | Зима |
M + SE | Зима |
M + S | Межсезонье, зима |
AGT | Межсезонье, лето |
M/T, A/T | Межсезонье, лето |
Изображение зонтика, Water, Rain или Aqua | Межсезонье, лето |
Как узнать дату изготовления
Для того чтобы определить возраст шины, надо найти DOT-маркировку. Опознать ее помогут латинская аббревиатура DOT и четыре цифры, обведенные эллипсом: первые две обозначают неделю выпуска шины, а третья и четвертая — сам год производства. Если вы нашли комплект покрышек с DOT-маркировкой «1024», это значит, что они были выпущены не в октябре 2024-го, а на десятой неделе года, то есть в начале марта.
Выбирая комплект залежавшихся, пусть и не видевших асфальта, шин, надо проверять дату изготовления — с возрастом резина теряет свои свойства и трескается. Многие водители могут устанавливать такие немолодые шины и потом использовать их на протяжении долгих лет для небольших пробегов, пока протектор на сотрется, однако российский ГОСТ 4754-97 (1) закрепляет срок эксплуатации шин — он составляет 5 лет.
Маркировка сертификации
Маркировки стандарта UTQG (Uniform Tire Quality Grading) с заводскими параметрами износостойкости, сцепления и температуры (Treadwear, Traction, Temperature) наносят для соответствия требованиям американского министерства транспорта — это значит, что шины прошли сертификацию для продажи в том числе в США.
Маркировки Европейской ассоциации по стандартам шин (ETRTO) свидетельствуют о том, что резина соответствует нормам для продажи в Европе: о соответствующем типе сертификации говорят литера E и цифровой код, указывающий на страну, выдавшую сертификат. Впрочем, требования ETRTO для всей Европы одинаковы, поэтому в расшифровке цифр необходимости нет, в том числе и потому, что страна изготовления самих покрышек может располагаться далеко за пределами Старого Света.
Класс транспортного средства
Шины делят еще и на типы транспортных средств, для эксплуатации на которых они рассчитаны: они отличаются по конструкции, размерности, грузоподъемности, износостойкости, составу резины, схеме протектора и т. д.. Классы ТС определяет особая маркировка шин, которая тоже нанесена на боковины.
Маркировка | Расшифровка |
C, LI | Шина для грузовиков, микроавтобусов |
CMS | Шина для горно-строительной техники |
HCV | Шина для тяжелой строительной техники |
LCM | Шина для лесозаготовительной техники |
LPT, ST | Шина для прицепов и трейлеров |
LT | Шина для легких грузовиков и фургонов |
M/C | Шина для мотоциклов |
P | Шина для легковых пассажирских автомобилей |
SUV | Шина для внедорожников |
T | Докатка |
Монтажные символы и метки на шинах
Помимо всего прочего, на шины наносят буквенные монтажные обозначения и цветные метки. Расшифровка здесь более разнообразная. Маркировка установки шин на боковинах — это печатные пометки, позволяющие определить внутреннюю и внешнюю сторону покрышки, а также направление ее вращения. Они остаются на шинах после долгих лет эксплуатации, в отличие от цветных линий на протекторе, которые исчезают еще во время обкатки резины.
Маркировка | Расшифровка |
Надпись Outside на боковине | Внешняя боковина шины |
Надпись Inside на боковине | Внутренняя боковина шины |
Надпись Rotation со стрелкой на боковине | Направление вращения шины |
Желтые точки или треугольники на боковине | Самое легкое место на боковине шины (для балансировки) |
Красные точки или треугольники на боковине | Самое тяжелое место на боковине шины (для балансировки) |
Белый цифровой код в фигуре на боковине | Заводская метка контроля качества с кодом ответственного сотрудника |
Белая точка или круг | Точка минимального отклонения радиальной силы |
Разноцветные линии на протекторе | Заводские метки для определения типоразмеров и моделей покрышек на складе |
Другие обозначения
Производители шин нередко наносят маркировки с дополнительной информацией. На боковинах есть данные о стране-изготовителе, на протекторе — индикатор износа. Но полный список различных обозначений, который используют шинники по всему миру, практически безграничен. Рассмотрим наиболее распространенные:
- компания-изготовитель;
- модель шины;
- страна производства;
- наличие камеры в шине (способ герметизации);
- тип протектора;
- индикатор износа протектора;
- предупреждающие пометки о безопасной эксплуатации шины;
- пометки о выпуске шины для определенного автомобильного бренда или модели;
- коды завода, пресс-формы и партии производства.
Вопросы и ответы
В разгар сезонной смены шин у водителей возникают вопросы о типах покрышек, особых отметках на резине, ее производстве, особенностях разных брендов и моделей. Мы собрали самые интересные из них и пригласили экспертов, которые поделились ответами.
Что такое шины RunFlat
Светлана Акулова, руководитель группы по развитию и продвижению продуктов для автопарка компании «Передовые Платежные Решения»:
«RunFlat — это особый тип покрышек, при производстве которых применяется технология, позволяющая продолжать движение после прокола. Они обладают усиленными боковинами и специальным составом резины, которые позволяют выдержать вес автомобиля даже в спущенном состоянии. На пробитой шине можно добраться до ближайшего автосервиса, что позволяет избежать сложной и опасной замены колеса рядом с потоком машин. Однако обычно шины RunFlat стоят дороже, чем стандартные шины, и могут быть жестче, чем обычные, что может сказываться на комфорте при движении».
Что обозначает наклейка с QR-кодом на шине
Станислав Ананьин, эксперт, руководитель отдела продаж «Рязаньавто»:
«Основные цели введения маркировки „Честный знак“ на шинах:
1. Борьба с контрафактной продукцией. Каждая сертифицированная автомобильная шина должна иметь уникальный цифровой код, который позволяет отследить происхождение и законность продажи товара.
2. Обеспечение прозрачности рынка. Маркировка дает возможность государственным органам и покупателям проверять подлинность шин по базе данных системы „Честный знак“.
3. Защита потребителей от некачественной или опасной продукции. Маркировка помогает избежать приобретения контрафактных шин, которые могут представлять угрозу безопасности.
Наклейка с QR-кодом „Честный знак“ на шинах является обязательным элементом для производителей и официальных импортеров автомобильных шин в России. Она позволяет отследить происхождение и аутентичность товара».
Что такое дождевая резина
Андрей Крылов, продакт-менеджер отдела развития комиссионных продуктов ГК «Альфа-Лизинг»:
«Дождевые шины предназначены для использования в сезон дождей или в регионах с большим количеством осадков. Изначально они использовались на машинах пилотов F1, но уже давно стали массовым явлением: хотя бы одна подобная модель есть почти у каждого производителя. Отличительные черты аквашины — низкий профиль и глубокий канал протектора, который зрительно создает эффект двух шин в одной. Однако данный вид колес практически не пользуется спросом у россиян: ориентированные на спортивную езду дождевые шины существенно дороже традиционных. Кроме того, они менее комфортны в обычном режиме эксплуатации из-за повышенной шумности. Средняя стоимость колеса составляет 9000—12 000 рублей, тогда как обычной летней шины — 6000—6500 рублей».
Список источников
1. Межгосударственный стандарт ГОСТ 4754-97 «Шины пневматические для легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости. Технические условия» от 25 ноября 1997 года.
Эксперты:
Светлана Акулова, руководитель группы по развитию и продвижению продуктов для автопарка компании «Передовые Платежные Решения»
Станислав Ананьин, эксперт, руководитель отдела продаж «Рязаньавто»
Андрей Крылов, продакт-менеджер отдела развития комиссионных продуктов ГК «Альфа-Лизинг»