Какие мошеннические схемы используются в автосалонах
Какие самые частые проблемы возникают при покупке б/у и новых машин, в комментарии «РГ» рассказал председатель комитета Госдумы по вопросам собственности, земельным и имущественным отношениям Сергей Гаврилов (фракция КПРФ). Так, в ход идут схемы с автомобилями-двойниками. Парламентарий дал ряд советов покупателям «железных коней».
Топ нарушений
- В топ проблем в автосалонах, по данным депутата, входят:
- продажа неисправного автомобиля, со скрученным пробегом,
- скрытые серьезные дефекты после ДТП при продаже подержанных авто,
- навязывание менеджерами ненужных услуг под видом скидки, сильно отличающиеся условия кредитования от оговоренных ранее при покупке автомобиля,
- отказы при попытке возвращения взятых в кредит автомобилей.
Проблемы с договором
Гаврилов также обратил внимание на нарушения, связанные с договором купли-продажи транспортного средства. Он является гражданско-правовым договором, так что изменение даты его составления, а также фальсификация являются подделкой документа, заявил глава комитета. «В случае последующего использования такого договора в целях регистрации автомобиля, либо предъявления его сотрудникам ГАИ при осуществлении надзора за дорожным движением, а также иного использования данные действия образуют состав преступления», — предупредил он.
По словам депутата, нередко случается так, что новоиспеченные собственники автомобилей, не перерегистрировав автомобиль на себя, продолжают ездить на автомобиле по договору купли-продажи, не ставят автомобиль на учет, совершая правонарушения или дорожно-транспортные происшествия. «И прежний собственник получает множество проблем с доказыванием факта продажи автомобиля, если в договоре, например, вообще не стоит дата его заключения, — продолжил Гаврилов. — Таким образом, продавец транспортного средства обязан позаботиться о своем правовом положении и прийти в ГАИ для снятия автомобиля с учета, чтобы избежать в дальнейшем проблематичных ситуаций».
По словам главы комитета, если тщательно не проверить историю и «чистоту» автомобиля, то даже успешная перерегистрация в ГАИ не может служить гарантией того, что машина не находится в угоне. «А ведь правоохранительные органы в таком случае имеют право конфисковать автомобиль и вернуть его владельцу», — предупредил депутат.
Автомобили-двойники
Гаврилов привел пример: при продаже продавец показал свой паспорт, СТС и ПТС на машину, а документы и состояние автомобиля вопросов не вызвали. Так что стороны подписали договор купли-продажи, и довольный покупатель поехал домой на новой машине, успешно перерегистрировал автомобиль на себя без каких-либо проблем и вопросов со стороны сотрудников ГАИ, потому что автомобиль прошел проверку, включая осмотр и сверку VIN-номера.
«Изготовленные типографским способом СТС и ПТС также вопросов не вызвали, все данные в договоре купли-продажи были верны. Суть в том, что никто подделку не вскроет, пока однажды машину не остановят и не начнется расследование», — пояснил депутат. В какой-то момент может выясниться, что у машины другой собственник и другие номера, продолжил Гаврилов. В таком случае машину заберут на спецстоянку, а против добросовестного покупателя заведут дело о подделке документов.
«Обычно такая схема практикуется для создания автомобилей-двойников. Сейчас это угнанные автомобили дорогих европейских марок из ближнего зарубежья, — заявил депутат. — Конечно, настоящий зарубежный владелец мог получить страховую премию за угон, и все права на машину перешли к его страховщику, который находится за границей. Но надо понимать, что находят автомобили, угнанные в Беларуси и Казахстане и оттуда владельцы точно приедут за своей машиной. Тогда обманутый покупатель точно остается без машины и без денег».
При такой схеме угонщики похищают автомобиль и уже под него выбирают по базе двойника: марку, модель, цвет, VIN-номер и личные данные владельца. Далее они перебивают VIN-номер и подделывают документы. «Это может быть сделано на очень высоком уровне, поддельные ПТС и СТС могут быть очень хорошего качества, изготовлены типографским способом и подозрений не вызвать даже у ГАИ, ведь там проводят только внешний осмотр», — отметил депутат.
Советы покупателям
По словам Гаврилова, нужно понять, что процедура регистрации машины в ГАИ без участия продавца не защищает покупателя от обмана. Сотрудники ведомства никакой ответственности за постановку машины с перебитыми номерами на учет не несут. «Обязательно нужно приходить на перерегистрацию с продавцом. Чтобы он приносил свои документы, предъявлял паспорт. И тогда обман, если он есть, скорее всего, будет вскрыт», — пояснил глава комитета.
Для снижения рисков при покупке автомобиля на вторичном рынке он рекомендовал проверять всю информацию о машине на официальном сайте ГАИ. Там есть специальный сервис «Проверка автомобиля»: он позволяет проверить, числится ли автомобиль в розыске, участвовал ли он в ДТП, и не наложены ли на него ограничения. А на сайте Федеральной нотариальной палаты по идентификационному номеру, отметил Гаврилов, можно проверить, не числится ли машина в залоге.
Также он рекомендует тщательно проверить подлинность ПТС, СТС и паспорта владельца. «Самым надежным способом все-таки является совместный визит покупателя и продавца в ГАИ», — добавил он.
При заключении договора купли-продажи, заявил депутат, стоит предусмотреть положение, в соответствии с которым денежные средства за машину будут переданы только после перерегистрации на нового владельца. Добросовестный продавец вряд ли откажет и согласится съездить в ГАИ, считает он.