Как заряжать электромобиль: 5 способов зарядки
Электромобили становятся все более распространенными. У тех, кто стал обладателем электрокара или собирается его приобрести, появляются вопросы о том, как заряжать электромобиль, каковы нюансы эксплуатации и какие правила нужно соблюдать
В России инфраструктура для электрокаров недостаточно развита, поэтому автомобилисты пока опасаются массово пересаживаться на них, хотя электромобили экономичнее и комфортнее привычных нам бензиновых и дизельных авто. Разберемся в специфике этого вида транспорта и узнаем, как заряжать электромобиль.
Особенности зарядки электромобилей
Для начала ознакомимся с особенностями эксплуатации «электрички». Ведь это не настолько просто, как владение бензиновым авто. Заправку с бензином можно найти даже в глуши.
Производители электромобилей указывают максимальный пробег на одной зарядке с учетом идеальных условий. Но в жизни так не бывает. Всегда есть специфика местности, погода, скорость и стиль вождения, которые будут влиять на расход заряда. Значит, нужно быть готовым зарядить авто раньше указанного максимума.
Большинство моделей электромобилей рассчитаны на городскую эксплуатацию, где есть доступ к зарядным станциям (ЗС). Лучше всего подзаряжать авто, поддерживая уровень в диапазоне 25—80%, и не увлекаться достижением 100%, если не собираетесь ехать далеко.
Изменение условий эксплуатации сразу скажется на расходе. Например, если вы установили нестандартные шины или диски либо поддерживаете неправильное давление в них, то расход энергии увеличится.
Температура тоже влияет на потребление и скорость зарядки. На морозе авто будет заряжаться медленнее, поэтому аккумулятор должен быть прогрет. В жару же, наоборот, процесс ускоряется. И расстояние, пройденное на одном заряде, может достичь максимума.
Часто скорость зарядки падает из-за полноты батареи. Если осталось менее 10% или более 90%, дело пойдет медленнее.
Режимы зарядки электромобилей
Согласно международным стандартам, существует четыре режима зарядки электромобилей. По сути их можно разделить на три категории:
1. Медленная зарядка. Предполагает использование обычной розетки дома или на парковке. Самый доступный и легкий способ. Но придется подождать 12—15 часов, пока батарея зарядится полностью. Способ самый небезопасный из-за возможных перепадов напряжения и перегрузки сети. Это может привести к порче вилки или розетки, а в худшем случае — к пожару.
2. Быстрая зарядка. Предполагает использование специальной зарядной станции, подключаемой к автомобилю с помощью кабеля с встроенной защитой (EVSE). При этом времени потребуется от 30 минут до нескольких часов.
3. Сверхбыстрая зарядка. Станции быстрой зарядки, они же суперчарджеры, очень дорогие, поэтому почти всегда общественные. Они способны зарядить батарею до 80% за 20—30 минут.
Режимы зарядки электромобилей
| Ток | Напряжение | Мощность | Описание | |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
| |||||
| Постоянный |
|
|
|
В какую розетку можно включать электромобиль: типы разъемов
Новоиспеченных владельцев «электричек» интересует, как правильно подключать машину к ЗС, безопасно ли это, можно ли зарядиться на определенной станции.
Мир электромобилей еще недостаточно развит, и единых стандартов нет. Давайте разбираться.
Type 1
Однофазный разъем, применяется в режимах Mode 2 и Mode 3. Максимальная мощность — 9,2 кВт. Такой тип распространен в США и Японии.
Type 2
Наиболее распространен в Европе и на некоторых китайских моделях. Может быть комбинированным, одно- или трехфазным. Допустимая мощность — 22—43 кВт в режиме Mode 3.
CCS Combo 1 и CCS Combo 2
Это более продвинутая версия Type 1 и Type 2. В ней присутствуют два дополнительных контакта с возможностью зарядки постоянным током. Чаще на «европейцах» используется Combo 2. Combo 1 не столь распространен и попадается на «американцах» и «японцах».
Tesla Supercharger
Разработка компании Tesla. Поддерживает зарядку как «медленным» переменным током, так и от станций мощностью до 250 кВт. Однако эта конструкция — фактически часть экосистемы Tesla. Воспользоваться такой зарядной станцией другое авто не сможет. Саму же «электричку» Tesla можно подключить к чужим станциям через переходник.
CHAdeMO
Попадается на американских и японских моделях. Есть возможность подключать к станциям постоянного тока мощностью до 400 кВт. Однако большинство моделей способны принимать не более 50 кВт, поэтому CHAdeMO постепенно выходит из обращения.
GB/T
Этот разъем разработали в Китае. Предусматривает два вида: для медленной зарядки переменным током и быстрой зарядки постоянным током до 237 кВт. Китайские разработчики не остановились на этой цифре, и в новой версии планируются невероятные 900 кВт.
Возможно, запомнить все сразу будет сложновато, но все и не нужно. Для России наиболее актуальны следующие разновидности:
Переменный ток:
- GB/T: для китайских моделей;
- Type 2: европейские модели.
Постоянный ток:
- GB/T: китайские модели;
- CCS Combo 2: авто из Европы.
Способы зарядки электромобилей в России
Итак, вы стали обладателем электромобиля, значит, пора рассмотреть доступные способы его зарядки.
1. Обычная розетка 220 В
Самый элементарный способ. Требуется только кабель, преобразующий переменный ток в постоянный. Он прилагается к автомобилю. Однако времени занимает много. Полной зарядки можно ждать до 24 часов.
2. Домашняя зарядная станция
Для того чтобы заряжать электромобиль дома, нужна специализированная станция. Ее можно установить в гараже или в подземном паркинге. Разделить ЗС можно на две категории:
1. Стандартные станции. Подключаются к обычной розетке и обычно поставляются с автомобилем при покупке. Ждать полного заряда аккумуляторов придется от 12 до 24 часов.
2. Быстрые зарядные станции. Подключаются к сети 380 В и требуют профессиональной установки. Ждать полной зарядки придется от 3 до 8 часов. Станция и электромобиль проверяют соединения, «согласовывают» режимы, и затем начинается зарядка.
3. Быстрые зарядные станции с постоянным током
Это стационарные ЗС, обладающие большой мощностью. Зарядиться до 80% можно за 20—40 минут. Такими станциями можно воспользоваться, если автомобиль изначально приспособлен и имеет соответствующий разъем — CHAdeMO или CCS. Однако слишком частое использование мощных зарядных станций может сократить срок жизни аккумулятора.
4. Tesla Supercharger
Собственная разработка компании Tesla. Максимальная мощность сети Supercharger V2 — 120 кВт. С таким показателем, например, объемная батарея Tesla Model S (90 кВт⋅ч) способна зарядиться полностью всего за 40 минут. А третье поколение Supercharger выдает уже целых 250 кВт. Правда, на территории России такая зарядная станция пока всего одна.
5. Беспроводная зарядка
Малораспространенные устройства, которые еще и требуют установки на электромобиль специального оборудования.
По сути это то же самое, что беспроводная зарядка для смартфонов. Базовая станция монтируется на специальной парковке или в личном гараже. Приемник располагается под днищем авто. Пока такие устройства относятся больше к разряду экспериментов, чем к реальности.
Советы по правильной зарядке электромобилей
Чтобы аккумулятор не «умер» раньше времени и сохранил емкость, нужно придерживаться некоторых правил. Прежде всего, используйте только сертифицированное оборудование, рекомендованное производителем. Вот еще несколько советов:
- Перед тем как подключиться к зарядной станции, убедитесь, что разъем сухой и чистый. Грязь приводит к повреждениям и недешевому ремонту.
- Не допускайте падения уровня зарядки аккумулятора ниже 20—25%. Для большинства батарей правильный уровень заряда находится в диапазоне 25—80%.
- Также и слишком высокий уровень не полезен. Не стоит часто заряжать батарею до 100%.
- Не оставляйте электромобиль надолго в экстремальных условиях. На морозе снижается емкость аккумулятора, а жара ускоряет износ некоторых электронных компонентов.
- Следите за состоянием батареи и старайтесь заранее планировать следующую зарядку.
Отзывы эксперта
Максим Рязанов, технический директор автомобильного маркетплейса FRESH, дал несколько советов, как уменьшить расход энергии:
«Если нет возможности регулярно заряжать электрокар, стоит позаботиться об экономии имеющегося заряда. Для этого избегайте резких разгонов и торможений, используйте режим ECO, который ограничивает мощность двигателя и снижает расход энергии. Кроме того, нужно контролировать давление в шинах — чем оно меньше, тем больше электрокар будет тратить энергии. И не перегружайте электромобиль, ведь от его массы тоже зависит расход батареи», — рассказал эксперт.
Памятка автовладельцам: как заряжать электромобиль
Перечислим основные моменты, которые следует знать перед покупкой электрокара:
1. В России пока еще не развита сеть зарядных станций, поэтому заранее найдите функционирующую ЗС с необходимым режимом и разъемом.
2. Всего существует четыре типа режимов, которые различаются контролем процесса, мощностью и типом тока. Запомните, какой тип у вас.
3. Мощность зарядки зависит от типа. Например, в Mode 2 она не превышает 7,4 кВт, в Mode 3 — 22—43 кВт. А вот Mode 4 обеспечивает уже до 350—400 кВт.
4. Есть несколько мировых стандартов зарядных разъемов. Каждый из них рассчитан на свой тип зарядки. В некоторых случаях возможно применение переходника.
5. В России более распространены разъемы Type 2 и CCS Combo 2. Лучше присмотреться к моделям, поддерживающим их, чтобы еще больше не усложнять процесс эксплуатации авто.