Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

Как зарядить аккумулятор автомобиля

Когда садится аккумулятор, запустить двигатель очень сложно, поэтому важно держать батарею в заряженном состоянии. Рассказываем, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля самостоятельно.

Как и все узлы автомобиля, аккумулятор требует внимания и регулярного ухода. Чтобы он прослужил максимально долго, важно проверять заряд и вовремя давать ему дополнительную подпитку. Вместе с экспертом объясняем, как правильно заряжать аккумулятор.

Источник: Getty Images

Как работает аккумулятор в автомобиле

Главная задача аккумулятора — дать старт двигателю. При повороте ключа зажигания (или при нажатии кнопки «Старт/стоп» в современных моделях) он дает импульс энергии на стартер, тот вращает маховик и поршни мотора начинают двигаться.

В идеале автомобильный аккумулятор заряжается от генератора и вмешательства не требует. Со временем емкость батареи падает. Чтобы понять, почему это происходит и от чего зависит срок службы аккумулятора, давайте заглянем внутрь и вспомним школьные уроки физики.

Из чего состоит аккумулятор:

  • Секции электродов: решетки из сплава свинца с сурьмой или кальцием, погруженные в электролит (раствор серной кислоты). На них происходит химическая реакция с выделением тока. Решетки с положительным и отрицательным зарядом расположены поочередно и разделены между собой сепаратором из пористого материала. Сепаратор предотвращает короткое замыкание, но свободно пропускает электролит. В аккумуляторе легкового автомобиля шесть таких секций (также известны как «банки»).
  • Токоотводящие борны: свинцовые стержни, выводящие электрический ток с батареи на клеммы;
  • Клеммы (выводы): подают ток на стартер при включении зажигания автомобиля;
  • Корпус: герметичная емкость из прочного инертного материала, в которую помещены электроды. На крышке корпуса расположены выводные клеммы.
нутреннее устройство кальциевого аккумулятораИсточник: НПП «ОРИОН»

Основной параметр аккумулятора — его емкость, то есть способность накапливать электрический потенциал. Она измеряется в ампер-часах (Ач). Если емкость аккумулятора равна 55−65 Ач, это означает, что он способен отдавать постоянный ток силой 1 ампер в течение 55−65 часов без подзарядки.

Второй важный показатель — пусковой ток. Это способность аккумулятора сгенерировать заряд энергии, достаточный для запуска автомобиля: без него машина просто не заведется. Чем ниже температура за бортом, тем выше должно быть значение пускового тока для старта двигателя. Если летом для запуска легкового автомобиля достаточно пускового тока в 260 ампер, то в −15ºС и ниже эту цифру можно смело умножать на 1,5.

Номинальное значение пускового тока, которое способен выдать аккумулятор, обозначено на корпусе. Нужно понимать, что это показатель для полностью заряженной батареи. Поэтому в холодное время года, особенно в северных районах, всегда нужно поддерживать аккумулятор в заряженном состоянии.

Со временем емкость аккумулятора снижается, и он теряет способность подзаряжаться от генератора. Это происходит под воздействием экстремальных температур (слишком высоких и слишком низких), из-за городского режима эксплуатации (редкие поездки на небольшие расстояния) и в результате неправильной зарядки (об этом позже).

 

Типы аккумуляторов

С точки зрения автовладельца аккумуляторы делятся на три основных типа: обслуживаемые, малообслуживаемые и необслуживаемые.

Обслуживаемые аккумуляторы

Источник: legion-media.ru

Обслуживаемые аккумуляторы дают автовладельцу доступ внутрь корпуса. При необходимости в них можно заменить отдельную секцию электродов или долить электролит. В обслуживаемых батареях используются электроды предыдущего поколения, из сплава свинца и сурьмы.

Преимущества:

  • более доступны по цене;
  • даже полностью разряженный аккумулятор можно восстановить;
  • позволяют самостоятельно проводить мелкий ремонт.

Недостатки:

  • чувствительны к перезаряду батареи (электролит начинает закипать);
  • требуют постоянного контроля со стороны владельца;
  • для обслуживания владелец должен обладать определенными техническими навыками.

Необслуживаемые аккумуляторы

Необслуживаемые аккумуляторы абсолютно герметичны: доступ внутрь не предусмотрен. Используют кальциевые электроды.

Преимущества:

  • увеличенный срок службы;
  • не требуют контроля со стороны владельца;
  • меньше подвержены коррозии;
  • имеют защиту от перезаряда.

Недостатки:

  • чувствительны к глубокой разрядке;
  • требуют стабильной работы электрической системы автомобиля;
  • более высокая стоимость.
Хотя электроды необслуживаемых аккумуляторов называют кальциевыми, этого химического элемента в них микроскопически мало: меньше одного процента. Кальций добавляют в свинцовый сплав для противодействия коррозии и продления срока службы аккумулятора.
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

Малообслуживаемые аккумуляторы

Малообслуживаемые аккумуляторы — переходное звено между обслуживаемыми и необслуживаемыми. Часто в них применяются отрицательные пластины из кальциевого сплава и положительные — из сурьмяного. На сегодняшний день это наиболее распространенный тип аккумуляторов, но необслуживаемые модели их постепенно вытесняют.

Преимущества:

  • сниженные требования к контролю и регламентным работам по сравнению с обслуживаемыми аккумуляторами;
  • низкий саморазряд;
  • устойчивость пластин к коррозии;
  • хороший баланс цены и качества.

Недостатки:

  • страдают от необратимой сульфатации (образование кристаллов сернистого свинца на пластинах электродов. Приводит к снижению емкости);
  • чувствительность к глубокой разрядке.
Ответ на вопрос, какой тип аккумулятора выбрать, во многом зависит от характеристик вашего автомобиля. При прочих равных я бы отдал предпочтение необслуживаемому, за долговечность и простоту в использовании.
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

Как проверить уровень заряда аккумулятора автомобиля

Источник: legion-media.ru

Есть несколько способов проверить уровень заряда аккумулятора.

1. Самый простой и удобный: посмотреть на вольтметр на приборной панели. В идеале уровень заряда должен быть не ниже 90% (12,5−12,8 В) при заглушенном двигателе.

2. Измерить напряжение на клеммах, с помощью вольтметра или мультиметра. Для этого нужно:

  • отключить все электроприборы в автомобиле;
  • ограничить диапазон измерения на вольтметре до 20 В (это позволит получить более точный результат);
  • подождать некоторое время, чтобы с аккумулятора ушло поверхностное напряжение;
  • подсоединить щупы проводов прибора к клеммам АКБ, соблюдая полярность: плюс к плюсу, минус к минусу.
Значения напряжения АКБ и уровень зарядки
Напряжение, ВУровень заряда
12,7100%
12,480%
12,260%
11,940%
11,620%
10,5полностью разряжен
Для эффективной и долгой работы аккумулятора рекомендуют его заряжать, когда напряжение падает до 12,4 В. Вас это убережет от неприятностей на дороге, а аккумулятору поможет прослужить подольше.
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

3. С помощью зарядного устройства. На современных зарядных устройствах есть датчик, позволяющий определить степень зарядки АКБ.

Источник: legion-media.ru

4. По кнопке сигнализации. Некоторые пульты сигнализации оснащены кнопкой, показывающей уровень заряда.

5. С помощью ареометра (прибор, определяющий плотность жидкостей). Метод подходит для обслуживаемых аккумуляторов. Его суть в том, что по мере разрядки аккумулятора серная кислота в электролите осаждается на решетках электрода, образуя сульфат свинца, и плотность раствора снижается.

Источник: legion-media.ru
Примерные значения плотности жидкостей и заряда аккумулятора
Заряд аккумулятора, %Средняя плотность
1001,265
751,225
501,19
251,155
01,12
При измерении плотности ареометром (и вообще при всех манипуляциях с обслуживаемой АКБ) соблюдайте технику безопасности. Электролит – это раствор кислоты, при попадании на кожу он может оставить ожог
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем
Источник: legion-media.ru

Пошаговые инструкции по зарядке аккумулятора автомобиля

Теперь поговорим о различных способах зарядки автомобильного аккумулятора.

С помощью зарядного устройства

Зарядку с помощью специального устройства рекомендуют проводить минимум дважды в год с целью профилактики (весной и осенью), и каждый раз, когда значение заряда АКБ падает ниже рекомендованного.

Для зарядки необслуживаемой АКБ достаточно просто подключить зарядное устройство. Обслуживаемый аккумулятор требует некоторой подготовки.

  1. Аккумулятор нужно снять с автомобиля, или как минимум отключить от сети. Первым отключается минусовой провод.
  2. Осмотрите аккумулятор на предмет трещин и протечек электролита. Видимые на поверхности следы электролита смойте водным раствором соды. Сода — это щелочь, она нейтрализует кислоту.
  3. Очистите клеммы от посторонних загрязнений.
  4. Ослабьте крышки на секциях электродов или снимите заглушку для стравливания избыточного давления.
  5. Проверьте уровень электролита в батарее: он должен полностью покрывать свинцовые пластины. При необходимости долейте дистиллированную воду.
  6. Холодный аккумулятор заряжать нельзя; перенесите его в теплое помещение и подождите, пока согреется.
Аккумуляторы ни в коем случае нельзя заряжать в квартире, особенно если в ней маленькие дети. Идеальное место для зарядки — теплый гараж с вытяжкой.
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

Для всех типов аккумуляторов существует два основных метода зарядки:

Зарядка постоянным током

Этот метод занимает меньше времени (10−12 часов), но требует постоянного контроля и напряжения.

  1. Подключите зарядное устройство к аккумулятору. Выставьте силу тока на уровне 10% от штатной емкости АКБ. Если емкость равна 60 Ач, выставляете силу тока 6А, и так далее.
  2. Следите за напряжением в аккумуляторе: в процессе зарядки оно будет постоянно повышаться. Когда напряжение достигнет предельного уровня для вашего аккумулятора, снизьте силу тока в два раза.
  3. Продолжайте наблюдение. Когда напряжение снова дойдет до предельной точки, снизьте силу тока еще вдвое.
  4. Когда напряжение перестанет расти и останется на одинаковом уровне 1−2 часа, аккумулятор полностью заряжен.
Этот метод более агрессивный, чем зарядка постоянным напряжением, приводит к быстрому износу батареи. Рекомендую его использовать, только если батарея нуждается в срочной подзарядке, а времени для зарядки постоянным напряжением у вас нет
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

Зарядка постоянным напряжением

При этом способе на зарядном устройстве выставляется фиксированное напряжение, а сила тока снижается автоматически:

  • подключите ЗУ к аккумулятору. Установите напряжение на уровне 14,5 В;
  • контролировать процесс не нужно: сила тока будет постепенно снижаться самостоятельно;
  • когда датчик на ЗУ покажет силу тока в 1% от емкости аккумулятора, зарядка завершена.

Это более длительный способ зарядки; он занимает около суток, иногда дольше. Зато он щадит батарею и позволяет продлить срок службы аккумулятора.

На рынке доступны интеллектуальные зарядные устройства: при зарядке постоянным током они автоматически понижают силу тока, а по окончании зарядки отключаются или переходят в режим ожидания. Тем не менее, я не рекомендую оставлять заряжаемый аккумулятор без присмотра надолго
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

От генератора автомобиля во время поездки

Зарядка аккумулятора от генератора автомобиля — это дефолтный метод. Новый исправный аккумулятор полностью заряжается от генератора во время движения. Однако в городском режиме вождения, при нечастых поездках на небольшие расстояния, времени работы двигателя может не хватать для полной зарядки батареи.

Если индикатор на приборной панели показывает, что аккумулятор начинает разряжаться, рекомендую поездить какое-то время, около часа, не глуша двигатель, чтобы заряд полностью восстановился.
Сергей Марков
Владелец СТО ЕвроАвто, механик с 25-летним стажем

Сколько по времени заряжается аккумулятор

Время зарядки зависит от выбранного способа и степени разряженности батареи. Стандартная зарядка постоянным током занимает 10−15 часов, постоянным напряжением — сутки, иногда двое.

Комментарий эксперта:

— Если полностью разряженный аккумулятор показывает, что полностью зарядился за короткий срок (например, за пару часов), — это плохой признак. Он означает, что пластины электродов подверглись коррозии и не принимают значительную часть заряда. Такой аккумулятор подлежит замене или как минимум полной диагностике на СТО.

Источник: legion-media.ru

Как «прикурить» автомобиль проводами пошагово

Если аккумулятор внезапно сел вдали от дома, есть способ привести его в чувство за короткое время. Для этого нужен второй автомобиль с работающим двигателем и пара проводов — «прикуривателей». Порядок действий такой.

  1. Поставьте два автомобиля рядом, так, чтобы провода доставали от одного аккумулятора до другого без натяжения.
  2. Отключите в исправном автомобиле зажигание и все электрооборудование.
  3. Соедините плюсовые клеммы обоих аккумуляторов красным проводом.
  4. Черный провод одним концом подсоедините к минусовой клемме севшего аккумулятора, а другим — к металлической части корпуса исправного автомобиля. Внимание! Не подсоединяйте черный провод к минусовой клемме исправного аккумулятора, так вы его тоже разрядите.
  5. Включите двигатель исправного автомобиля. Он должен проработать минимум пять минут (в холодную погоду дольше). Выключите двигатель, проверьте зажигание севшего автомобиля. При необходимости повторите предыдущий пункт.
  6.  Когда машина, на которой сел аккумулятор, завелась, можно аккуратно снять провода.

Важно помнить, что заведенный от прикуривания аккумулятор заряжен не полностью. После прикуривания нужно проехать минимум пару часов, не глуша двигатель, чтобы батарея восстановилась от генератора. Возможно, после окончания поездки понадобится зарядить его дополнительно, в домашних условиях.

Меры предосторожности при зарядке аккумулятора автомобиля

Аккумулятор — достаточно опасный прибор. При неправильной эксплуатации он может привести к травмам и даже взорваться. Чтобы этого не произошло, нужно соблюдать технику безопасности:

  • заряжайте аккумулятор в хорошо проветриваемом нежилом помещении;
  • не курите рядом с заряжаемым аккумулятором;
  • сначала подключите зарядное устройство к аккумулятору, потом к сети. Отключение проделывайте в обратном порядке: сначала выключайте ЗУ из сети, потом отсоединяйте от аккумулятора;
  • работая с обслуживаемым аккумулятором, держите под рукой 10-процентный водный раствор соды: для протирки корпуса от натеков электролита и для для смывания кислоты, если она попадет на кожу;
  • все работы с обслуживаемым аккумулятором лучше проводить в перчатках, маске и защитных очках.

Советы экспертов

Что нужно знать автомобилисту о зарядке аккумулятора, чтобы он прослужил максимально долго? Отвечает эксперт:

— В идеале аккумулятор не нуждается в дополнительной зарядке: энергии двигателя ему должно хватать для полного восстановления между пусками. К сожалению, мы не водим автомобили в идеальном мире. Городское вождение в режиме старт-стоп, длительные простои между поездками и низкие температуры зимой разряжают батарею и не дают ей полностью зарядиться обратно. Постоянный недозаряд снижает общую емкость аккумулятора, и со временем его показатели ухудшаются всё сильнее.

«Самый простой метод профилактики недозаряда — время от времени устраивать автомобилю длительную прогулку, на 1−2 часа в каждую сторону. И не доводите до полной разрядки: если датчик на приборной панели показывает, что аккумулятор разряжается, лучше зарядить его профилактически, чем покупать новую батарею», — советует Сергей Марков.

Источник: legion-media.ru

Вопросы и ответы

Самые частые вопросы о зарядке аккумуляторов.

Можно ли заряжать аккумулятор на морозе?

Если электролит внутри замерз, зарядка запрещена полностью: нужно дождаться, пока растает. В любом случае зарядка на холоде отрицательно влияет на состояние батареи. Оптимальной температурой для зарядки считается диапазон +20…+25 ºС.

Как правильно заряжать кальциевый аккумулятор?

  • Проводите зарядку при комнатной температуре (+20…+25 ºС). Если аккумулятор принесли с мороза, рекомендуется перед началом зарядки выдержать его в тепле 6−8 часов.
  • Зарядку лучше проводить методом постоянного напряжения.
  • Отключенное от сети зарядное устройство подсоединяется к клеммам аккумулятора. На нем выставляется напряжение 14,8 В и сила тока в 10% от емкости аккумулятора.
  • Когда сила тока упадет до 1% от емкости аккумулятора, отключаем зарядное устройство от сети и отсоединяем его от батареи.

Как понять, что необслуживаемый аккумулятор заряжен полностью?

При зарядке методом постоянного тока аккумулятор считается полностью заряженным, когда сила тока и напряжение не растут в течение 1−2 часов.

При зарядке методом постоянного напряжения аккумулятор заряжен, когда сила тока снижается до 1% от штатной емкости аккумулятора.

Источник