Как правильно вести себя на месте ДТП
Несколько ДТП на небольшом участке дороги — довольно распространенная картина. Виной тому не всегда гололед или плохая видимость. Зачастую даже при отличной погоде происходит одна авария, а через некоторое время — другая. Нередко и она не последняя. Причем чем шире дорога и больше скорость, тем выше вероятность таких вот «сериалов».
А все из-за того, оставшиеся на дороге после ДТП машины становятся полной неожиданностью для тех, кто едет следом. Во избежание таких «цепных реакций» Правила дорожного движения обязывают водителей убирать транспортные средства с дороги, но они почему-то не делают этого.
Ранее мы проводили опрос о причинах такого положения вещей. Из почти 6,5 тыс. опрошенных водителей две трети упорно остаются на месте сознательно, так как боятся отказа в страховой выплате (41%), наказания за оставление места ДТП (36%) и ошибки в определении виновника (23%). Давайте разберемся, что же все-таки требуют ПДД и есть ли повод для опасений.
Как правильно выставлять знак аварийной остановки?
Существует два вида происшествий: с пострадавшими и без таковых. Первоначальный порядок действий в обоих случаях одинаков: согласно пункту 2.5 ПДД, водитель должен сразу же остановиться, включить аварийку, выставить предупреждающий треугольник.
Это важно как раз для того, чтобы обезопасить себя от наезда. Направление, в котором выставлять знак, необходимо выбирать из соображений наиболее вероятного появления опасности.
Убирать машины с места ДТП с пострадавшими нужно, только если движение перекрыто полностью
Если есть пострадавшие или погибшие, то все транспортные средства остаются на месте, так как речь, вероятно, будет идти о возбуждении уголовного дела, а значит, каждая мелочь имеет значение. Единственная причина, по которой необходимо убрать машину, — это полная блокировка движения по дороге.
Перед тем как трогаться с места, требуется зафиксировать максимальное количество информации о положении машины относительно элементов дороги, других участников ДТП, отлетевших фрагментов транспортных средств, осыпи грязи, стекол и прочего.
Сделать это можно с помощью листа бумаги и карандаша, но лучше всего для этой цели подойдет фотокамера смартфона. Причем желательно не только сфотографировать, но выполнить обстоятельную видеосъемку, чтобы облегчить процесс дальнейшего расследования. Разумеется, все это после того, как вызвали скорую и полицию. Про необходимость оказания первой помощи раненым тоже не забываем.
Если никто не погиб и не ранен, транспортные средства, участвовавшие в ДТП, должны стоять на обочине или у края проезжей части
Если обошлось без пострадавших, убирать машины необходимо в любом случае: «при дорожно-транспортном происшествии, в результате которого вред причинен только имуществу, водитель, причастный к происшествию, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав любыми возможными способами, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и повреждения транспортных средств», — дословное требование пункта 2.6.1 ПДД.
Поскольку препятствие — это «неподвижный объект на полосе движения (неисправное или поврежденное транспортное средство, дефект проезжей части, посторонние предметы и т. п.), не позволяющий продолжить движение по этой полосе», то автомобили необходимо откатить на обочину или к краю проезжей части даже в том случае, если для проезда остались свободными другие полосы. Это нужно как раз для того, чтобы не стать причиной другой аварии, а заодно и затора.
Светоотражающий жилет сделает заметнее на дороге и может спасти жизнь
Критически важно помнить: чем бы ни была вызвана необходимость нахождения на проезжей части и рядом с ней, надо сделать себя максимально заметными для других участников движения. Воспользуйтесь светоотражающим жилетом, который вообще-то должен быть в машине у каждого. И не надо ждать вечера или ухудшения видимости, как следует из ПДД. Если по объективным причинам (например, из-за критических повреждений) машины откатить не получается, находиться в них пассажирам нельзя. Впрочем, гулять по проезжей части тоже не стоит, пусть отойдут в безопасное место.
Теперь об опасениях водителей. Чтобы у страховой компании не было оснований для отказа в выплате, необходимо выполнить все ее требования, зафиксированные в договорах, будь то ОСАГО или каско. Они априори не могут идти вразрез с требованиями законодательства, поэтому ни в одном из них не может быть императивного требования не трогать машину с места. Если есть сомнения, сразу же звоните в страховую, а если договором предусмотрен страховой комиссар, ему. Да, и не забудьте составить извещение о ДТП, в котором помимо прочего есть место для схемы происшествия.
Ожидать наказания за оставление места ДТП не стоит. Скорее, наоборот: если машины останутся на месте ДТП к моменту приезда экипажа ДПС, водителей оштрафуют за невыполнение требований ПДД. Штраф — 1000 рублей по части 1 статьи 12.27 КоАП РФ. Для того чтобы не было ошибки в определении виновника, необходимо максимально детально зафиксировать все детали на месте происшествия. Наконец, не забываем и про европротокол, когда можно обойтись вообще без полиции и составить все необходимые документы для страховой самостоятельно. Напомним, что теперь для этого нет необходимости даже в поиске консенсуса о виновнике и причинах ДТП.