Как правильно настроить сиденья в автомобиле: инструкция
Правильная настройка кресел в легковом автомобиле чрезвычайно важна. От посадки зависит безопасность вождения, на которую влияет, помимо прочего, обзор и способность быстро реагировать на меняющуюся обстановку. И если водитель сидит неправильно, то он может потерять драгоценные секунды, которые требуются, чтобы избежать ДТП. Как же правильно настраивать кресла в автомобиле?
Механические регулировки сидений автомобиля
Существует три вида регулировок кресел: механические, электрические и автоматические. На недорогих машинах с базовым оснащением используются простые системы регулировок сидений. Кресло можно передвинуть только вперед-назад с помощью небольшого рычажка или скобы, которые открывают и закрывают замок на салазках. Их достаточно потянуть на себя, а затем толкнуть сиденье в нужную сторону. Причем лучше это делать сидя в кресле, а отталкиваться ногами. Спинка кресла регулируется с помощью поворотной шайбы или рычага в основании спинки.
На машинах подороже применяется расширенная система механических регулировок. Здесь автомобилистам доступен так называемый микролифт, который помогает опускать и поднимать сиденья. Настройка сиденья происходит следующим образом. Водитель после посадки в кресло, тянет ручку на себя, и механизм микролифта под действием мускульной силы поднимает сиденье целиком. При надавливании на рукоятку микролифта, все кресло целиком опускается. Обычно диапазон регулировок сиденья по высоте достигает 2−5 см, но этого вполне достаточно, чтобы настроиться удобно за рулем.
Некоторые производители совмещают микролифт с механизмом наклона подушки сиденья, и при повороте рычага сиденье не только поднимается, но и немного заваливается назад.
На некоторых сложных сиденьях есть даже механические поясничные валики, которые меняют профиль спинки, чтобы сформировать дополнительный поясничный упор.
Управление механическими регулировками автомобильных сидений редко когда вызывает вопросы у пользователей, потому как расположение ручек, рычагов и шайб вполне логично и назначение каждого элемента системы угадывается интуитивно. Однако на многих машинах внедряются электрические регулировки, который часто вызывают вопросы у автомобилистов и требуют подробных разъяснений.
Сиденье водителя с электрорегулировками
Электрорегулировки сидений отличаются от механических регулировок тем, что усилие для передвижения кресла создает не водитель, а электродвигатели.
Существует большое количество разновидностей электрорегулировок. В дорогих премиальных машинах их может быть больше двух десятков. С помощью моторчиков в сиденьях регулируется охват спинки, наклон подушки, поясничные упоры, положение подголовника, боковая поддержка тела и прочие элементы. На некоторых машинах есть даже подушка для создания дополнительной поддержки под ноги, что удобно для высоких водителей.
На некоторых машинах электрорегулировками оснащено не только водительское кресло, но и пассажирское. Представительские премиальные автомобили, такие, как Mercedes S-класса, BMW 7, Audi A8, предназначены для перевозки пассажиров на заднем диване, и у них главные регулировки сидений расположены сзади. Причем здесь пассажирские кресла имеют гораздо больше регулировок. В некоторых моделях они оснащены возможностью раскладывания в полулежачее положение, как в авиалайнерах первого класса.
Как пользоваться электрорегулировками кресел автомобиля?
Управление электрорегулировками осуществляется с помощью специальных клавиш. Самая удобная система регулировок автомобильных кресел впервые была применена в автомобилях Mercedes-Benz, которая затем превратилась в общий стандарт. На торце сиденья или на двери дизайнеры расположили схематичную модель автомобильного сиденья с подвижными элементами. Если человек брался за спинку модели и поворачивал ее вперед или назад, то и кресло автомобиля двигалось вперед-назад. Если человек перемещал пальцами подушку сиденья вверх или вниз, то и кресло машины двигалось вверх-вниз.
Такой же принцип был применен и в автомобилях других марок, правда другие производители стали изображать модель кресла схематично в виде горизонтальных и вертикальных клавиш.
Самым распространенным вариантом электрорегулировок автомобильного кресла остается трехуровневая регулировка:
- Перемещение кресла вперед или назад производится перемещением горизонтальной клавиши вперед-назад;
- Перемещение кресла вверх-вниз производится перемещением горизонтальной клавиши вверх-вниз;
- Изменение угла наклона спинки сиденья производится наклоном вертикальной клавиши вправо или влево.
Существуют и дополнительные электрорегулировки кресел, которые отвечают за наклон подушки, изменение высоты поясничного валика и пр. В премиальных автомобилях устанавливаются целые комплексы управления сиденьями, которые выведены на отдельный джойстик. В некоторых случаях регулировка осуществляется через экран мультимедийной системы.
При повороте кольца на дисплее появляется изображение сиденья, где красными сегментами помечены зоны регулировок. Это могут быть поясничные валики, подголовник, выдвижная подколенная подушка и прочие элементы. Выбрав тот или иной элемент водитель может поднять или опустить его с помощью соответствующих клавиш.
Автоматические регулировки сидений
Регулировки сидений опция недешевая и если машина эксплуатируется только одним водителем, то удобство от них стремится к нулю. Хозяин может отрегулировать свое кресло только один раз и таким образом ездить на машине годами. Однако если автомобиль эксплуатируется в корпоративном парке или в большой семье, где за руль могут садиться трое или четверо человек, то актуальность электрорегулировок многократно возрастает. Ведь водителям приходится каждый раз регулировать сиденья под себя.
Эта опция предлагалась на премиальных автомобилях, а затем стала доступна для массовых машин. Суть ее в следующем. Водитель, настроивший с помощью электрорегулировок сиденье под себя, имеет возможность записать положение всех элементов сложного кресла в память блока управления. Сохранить настройки можно на одну из кнопок, при активации которой кресло возвращается к записанному в памяти шаблону.
К примеру, владелец машины записывает конфигурацию настроек кресла на кнопку 1.
Его супруга тоже настраивает кресло под себя и записывает его на кнопку 2.
Старший сын тоже настраивает водительское кресло и записывает его на кнопку 3.
Затем тот или иной водитель через несколько дней может нажать на свою кнопку, и составные элементы сложного кресла начнут двигаться в соответствие с записанными настройками. Тем самым, потребуется всего пару секунд, чтобы настроить водительское сиденье под себя.
Как пользоваться кнопками памяти автомобильного сиденья?
Для того чтобы записать регулировки водительского сиденья на одну из кнопок памяти, потребуется:
- Завести машину и настроить автомобильное сиденье;
- Нажать на кнопку, которая активирует блок управления креслом (она обозначается литерой M);
- Нажать на кнопку памяти, обозначенную цифрами и удерживать ее около двух секунд.
В зависимости от модели автомобиля производители предлагают блоки управления настройками водительского кресла с двумя, тремя или четырьмя кнопками памяти. При этом, в некоторых премиальных машинах электрорегулировки установлены на педальном узле и на рулевом колесе. Их положение тоже можно записать в память машины.
Как правильно отрегулировать водительское сиденье?
Правильная посадка за рулем очень важна, поэтому водительское сиденье в автомобиле должно быть хорошо отрегулировано. Если спинку сильно откинуть назад и ездить вразвалочку, то вес тела будет давить на нижнюю часть спины, что может негативно сказаться на здоровье. Поэтому сидеть нужно прямо, распределяя нагрузку на весь позвоночник. Чем вертикальнее стоит спинка, тем лучше.
Кресло водителя нельзя отодвигать слишком далеко от педалей и руля. При касании педалей ноги должны быть всегда немного согнуты, чтобы предотвратить возможные травмы при резком торможении или ДТП. Чтобы предотвратить аварию водитель всегда сильно жмет на педаль тормоза и его правая нога становится фактически главной точкой опоры. Если до педалей надо тянутся мыском, то нога распрямляется и встречает удар коленным суставом. Никакие ремни безопасности не смогут тогда защитить человека от тяжелой травмы. Если же нога согнута, то она легко сгибается при ударе, оберегая коленный сустав от повреждений. Водитель повисает на ремнях безопасности и наваливается на подушку безопасности.
Руль тоже необходимо отрегулировать по наклону и по вылету таким образом, чтобы до него не приходилось тянуться. Если прижаться лопатками к спинке сиденья и вытянуть руки вперед с расправленными ладонями, то обод колеса должен проходить по запястьям. В этом случае при активной рулежке и боковых перегрузках водитель всегда может перехватить рулевое колесо, опираясь на спинку сиденья.
В общем, электрорегулировки и память сидений упрощают пользование автомобилем. Однако эти устройства менее надежны, чем обычные механические регулировки. При поломке блока управления, перегорании проводки или электродвигателей придется тратиться на дорогостоящий ремонт, который на премиальных машинах с пробегом свыше 150 тысяч километров может больно ударить по карману владельца.