Как правильно буксировать автомобиль, чтобы не повредить его
В социальных сетях можно увидеть множество роликов с неудачной буксировкой автомобилей. К примеру, одна машина выдергивает другую из ямы, но трос соскакивает с фаркопа и крюком разбивает заднее стекло. Бывает, что водители не успевают затормозить и при буксировке бьют передний автомобиль в бампер. Некоторые же закрепляют трос не за штатную проушину, а за детали подвески и при первом рывке выламывают рычаги или стабилизатор. В общем, буксировка автомобиля, несмотря на кажущуюся простоту процесса, бывает сложна в мелочах.
Как буксировать автомобиль согласно ПДД?
Несмотря на то, что правила буксировки автомобиля есть в экзаменационных билетах ГИБДД, многие водители допускают нелепые ошибки при транспортировке машины на гибкой или жесткой сцепке. Поэтому перед использованием троса не будет лишним заглянуть в Правила дорожного движения, а именно в статью 20 ПДД.
- Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства. Исключения составляют случаи, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает надежную фиксацию машин. В этом случае буксируемый автомобиль превращается в прицеп.
- Управление буксирующего автомобиля должно осуществляться водителем с двухлетним стажем вождения. Новички за руль буксира не допускаются.
- При буксировке на гибкой сцепке должно обеспечиваться расстояние между двумя автомобилями в пределах 4−6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
- Трос должен быть помечен светоотражающими элементами или двумя полосатыми красно-белыми флажками размером 20×20 см.
Как нельзя буксировать автомобиль?
Буксировка запрещается:
- Если у транспортных средств неисправно рулевое управление;
- Не действует тормозная система;
- Наступила плохая погода, туман, сильный снег, дождь, гололедица;
- Нельзя брать на буксир одновременно две и больше машин;
- Перевозить людей в буксируемом автомобиле запрещено.
Нарушение требований ПДД влечет за собой штраф. В соответствие со статьей 12.21 КоАП РФ, за неправильную транспортировку автомобиля могут наказать на 500 рублей.
Что полезно выяснить про свой автомобиль перед буксировкой?
Перед тем, как осуществлять буксировку своего автомобиля или помогать кому-то с транспортировкой на тросе, необходимо тщательно изучить руководство по эксплуатации своего транспортного средства. В инструкции обычно можно увидеть важные примечания, которые могут помочь избежать проблем. Иногда буксировка машины вообще запрещена производителем автомобиля и ее передвижение на тросе может привести к серьезным поломкам трансмиссии.
На многих современных автомобилях вообще нет специального сцепного устройства для буксировки. Имеющиеся проушины предназначены только для затаскивания транспортного средства на платформу эвакуатора. Длительная же буксировка может привести к повреждению бампера или иных элементов кузова, в особенности при сильных рывках.
Наличие штатного сцепного устройства (фаркопа) тоже не означает, что за него можно цеплять другой автомобиль. Кроме того, фаркоп предполагает специальный замок для крепления прицепа и для троса он не подходит.
Как буксируют автомобили с разными коробками передач?
Буксировка машины с механической коробкой передач
Буксировка автомобилей с механическими коробками передач допускается только на нейтральной передаче. Делать это необходимо при включенном моторе для работы вакуумного усилителя тормозов. При выключенном двигателе усилитель перестает работать, как и усилитель руля, что значительно затрудняет управление. Водитель заднего автомобиля должен следить за сцепкой и не допускать волочения троса по дороге при езде накатом. Водитель буксира обязан двигаться плавно и избегать рывков.
Буксировка машины с роботизированной коробкой передач
Буксировка автомобиля с роботизированной коробкой передач осуществляется на нейтральной передаче по тем же правилам, что и с механической. При этом двигатель должен быть заведен.
Буксировка автомобиля с автоматической коробкой передач
Буксировка машин с автоматической трансмиссией и с неработающим двигателем запрещена. Для их транспортировки необходимо использовать только эвакуаторы с погрузочной платформой. Для разблокировки коробки и перевода селектора в режим N необходимо использовать специальную кнопку Shift Lock.
Если двигатель автомобиля можно завести, то допускается буксировать машину с «автоматом» на небольшие расстояния. Для этого необходимо перевести селектор коробки в положение N. Однако скорость буксировки должна быть не более 50 км/ч, а расстояние ограничено несколькими километрами. Иначе можно повредить трансмиссию.
Буксировка автомобилей с вариатором
Автомобили с вариаторами буксировать запрещено. Их транспортировка осуществляется с помощью эвакуатора. Если требуется откатить машину на небольшое расстояние, то это можно делать на нейтральной передаче и с включенным двигателем.
Машины с вариатором нельзя использовать в качестве буксира из-за риска высокой нагрузки на ремень трансмиссии.
Как выбрать хороший трос для буксировки?
Для буксировки легкового автомобиля лучше всего подходят мягкие эластичные тросы, способные гасить рывок.
Важно посмотреть, соответствует ли трос массе автомобиля.
Трос должен рваться при превышении рывковых нагрузок от буксира. Легче заменить порванный трос, чем чинить сцепное устройство или бампер.
Важно убедиться, что крепеж троса подходит к штатным проушинам автомобиля.
Категорически нельзя использовать порванные, связанные или распускающиеся тросы, так как они в любой момент могут порваться.
Нельзя использовать несертифицированные тросы, к примеру, металлические, предназначенные для кранов или механических транспортеров. Такие приспособления не гасят удар от буксира и при рывке концентрируют нагрузки и могут повредить кузов. Кроме того, металлические тросы часто соскакивают с креплений и хлыстовым ударом могут нанести травмы людям.
Куда можно крепить трос для буксировки?
Каждый автомобиль имеет штатные места для крепления буксировочного троса. Чаще всего это съемные проушины, которые вставляются в специальные отверстия на бампере и вкручиваются до жесткой фиксации.
Нередко для буксировки используется фаркоп, однако это устройство использовать нужно осторожно из-за ненадежного крепления троса. Фаркоп с шаровидной головкой предназначен для крепления дышла жесткой сцепки.
Нельзя крепить трос за элементы подвески, за рычаги и стабилизатор под днищем кузова.
Нельзя крепить трос к элементам бампера, за решетку радиатора и прочие детали кузова, потому как эти элементы не рассчитаны держать дополнительные нагрузки.
Нельзя цеплять трос за заднюю балку переднеприводного автомобиля, потому как при рывке ее можно сорвать с креплений.
Как подготовиться к началу буксировки
Перед началом буксировки автомобиля необходимо убедиться, что эта операция возможна. Тормоза и рулевое управление, трансмиссия, валы и колеса должны быть исправными. Если что-то вышло из строя и препятствует движению, то вызывайте эвакуатор.
Перед началом движения нужно выработать с водителем буксира понятный язык сигналов. К примеру, один гудок клаксоном означает готовность к старту, а два коротких это требование снизить скорость. Моргание фарами — просьба готовиться к остановке на обочине. Если заранее не условиться, то в дороге можно спровоцировать ДТП, ведь звонить друг другу по телефону будет некогда, тем более что на загородных трассах связь есть не везде.
Очень важно дать понять водителю буксира, что неисправный автомобиль сзади не обладает такой же маневренностью, как его авто. Он не может так же быстро тормозить и маневрировать. Усугубляет ситуацию то, что виновным в ДТП всегда признается водитель буксируемого транспортного средства, а значит, он несет всю ответственность за процесс буксировки.
Если водитель тягача не слушает просьб, то от его услуг лучше отказаться.
Буксировать машину в плохую погоду не рекомендуется. На неисправной машине могут плохо работать «дворники» или печка, которая борется с запотеванием стекол, что ведет к затруднению обзора.
Перед началом движения автомобили должны обозначить себя. Оба водителя обязаны включить ближний свет фар, а буксируемая машина сзади должна моргать и аварийной сигнализацией. Если лампы неисправны, то на корме потребуется закрепить аварийный знак.
Правила безопасности во время движения
Перед началом движения обязательно в деталях необходимо спланировать маршрут буксировки и определиться, как и где начинать торможение, какую полосу занимать и т. д. По возможности лучше перенести буксировку машины на время, когда дороги меньше всего загружены транспортом. Буксировать автомобиль необходимо по крайней правой полосе, но не по обочине.
Во время буксировки нельзя допускать провисания троса и его волочения по земле. Это может привести к зацеплению его за дорожные неровности.
Максимальная скорость буксировки не должна превышать 50 км/ч.
Нельзя приближаться к буксиру на расстояние меньшее, чем длина троса.
Если в буксируемом автомобиле раздаются посторонние шумы, такие, как вой в трансмиссии или скрежет в подвеске, то буксировку необходимо прекратить и вызвать эвакуатор.
Что делать водителю тягача при буксировке?
При движении водитель буксира должен выбирать широкий радиус поворота, потому как автомобиль на тросе всегда «режет» поворот. Если первый автомобиль проедет поворот очень близко к обочине, то буксируемая машина обязательно съедет с асфальта.
У двух машин буксировочные петли могут не совпадать, из-за чего трос протягивается по диагонали. При таком расположении машина сзади не сможет держаться точно в колее. При каждом рывке ее будет разворачивать вбок. Очень важно при буксировке учитывать этот разворачивающий момент.
Водитель тягача перед началом торможения должен обозначить свое намерение. Это можно сделать с помощью короткого моргания стоп-сигналами, которые появляются при легких нажатиях на педаль тормоза.
Что делать водителю буксируемого автомобиля?
Водитель буксируемой машины должен держать трос натянутым, подтормаживая свой автомобиль.
Скорость и дистанцию до буксира можно выбирать с помощью торможения.
Нельзя наезжать колесом на провисший трос. Это часто приводит к его обрыву.
Нельзя допускать, чтобы ослабший трос оказался под днищем автомобиля. В этом случае он цепляется ворсистой поверхностью за элементы подвески, за подрамник, за шарниры стабилизатора и другие детали. При очередном рывке трос может передать нагрузку на эти детали, что чревато их повреждением.
Как буксировать электромобиль — нюансы
Сломавшийся электромобиль можно буксировать только указанным в инструкции способом. Во время буксировки может вырабатываться энергия, и если система рекуперации не активна, то скачки напряжения способны вывести управляющую электронику из строя.
Разрешено ли буксировать электромобиль или нет, указано в инструкции по его эксплуатации.