Как не уснуть за рулем
Мировая статистика говорит, что аварийность по вине переутомленных водителей высока даже на фоне прочих причин ДТП. Власти разных стран как могут борются с явлением переутомления за рулем — например, с 2003 году в США, в штате Нью-Джерси был принят закон, согласно которому невыспавшийся водитель несет наказание вплоть до уголовного.
Почему так происходит
В состоянии крайней усталости мы не отдаем себе отчета, насколько действительно утомились. Понимаем, что устали. Но с трудом осознаем, сколько еще километров мы сможем осилить в таком состоянии до отключки. Причина — в устройстве нервной системы.
Работа мозга основана на получении и обработке нервных импульсов. В обычном состоянии эти процессы происходят без сбоев и незаметно. Но при длительной работе мозга с высокой нагрузкой его клетки не способны некоторое время отвечать на импульсы от органов чувств.
Реакция становится заторможенной. Тело по инерции продолжает действовать, а мозг уже готовится сдать свою вахту. При таком стечении обстоятельств организм переходит в пограничную фазу восприятия и подвергает нас иллюзии о возможности продолжения деятельности. Которая ни к чему хорошему не приведет.
Как понять, что дальше ехать нельзя
Распознать критическую усталость можно по шести признакам. Любого одного из них достаточно, чтобы сделать перерыв.
- Моргание. В обычной жизни и в нормальном состоянии мы не замечаем моргания — как и многих других функций нашего организма. Но когда такое случается, значит что-то не так. Это явный признак крайнего утомления, с которым дорога одна — на подушку.
- Шум в ушах. В обычных условиях бодрствования мы способны распознать широкий диапазон разных по тональности звуков. Но когда мы очень устали, весь спектр звуков сливается в некий монотонный и постоянный шум. Распознав его — сразу отправляемся баиньки!
- Проблемы со зрением. Связка глаза-мозг так устроена, что мы одинаково резко видим объекты на разной удаленности. Перефокусировка происходит мгновенно и незаметно. В тот момент, когда это начинает требовать усилий и времени, мозг находится на грани отключки. Простейший тест — перевести взгляд с дороги на приборы и обратно. Не удалось быстро считать показания? Приехали.
Аналогично с «видениями» и прочими обманами зрения — когда с обочин под колёса начинают бросаться «пешеходы-привидения», ехать можно лишь до ближайшей парковки. - Ленность мышления. В дороге мы всегда о чем-то думаем, пусть даже невольно. Но если в голове звенящая пустота — значит, нам просто лень думать, у мозга уже нет на это ресурсов. Проверка простая: вспомните таблицу умножения или английский алфавит. Номер паспорта или год окончания школы, любимый стих, скороговорку, песню, которая обычно у вас слетает с языка тока в путь. Не получается? На обочину!
- Тишина. Если путешествуете не один, то сигналом к тому, что все скоро «залипнут» (включая водителя), может послужить возникшая тишина. Еще недавно разговаривали о чем-то, спорили, а тут подозрительно замолчали. Для поддержания беседы надо напрягать мозг, держаться канвы диалога, вспоминать что-то. Если не охота — пора притормозить на ближайшей парковке.
- Неаккуратное вождение. Мозг засыпающего человека, снимая с себя дополнительную нагрузку, будет стараться минимизировать действия, кажущиеся ему незначительными. Если прозевали переключение с дальнего на ближний, перестали пользоваться поворотниками, стали тупить при старте на зеленый или часто проезжать на «розовый» — вы знаете, что делать.
Как быть пассажирам
Если оказались на месте пассажира, расслабляться не стоит. Ваша жизнь в этот момент зависит от водителя — будь то отпахавший полторы смены таксист или товарищ, который «полторы тысячи в один руль легко проезжает». Обязательно проверяйте состояние находящегося за рулем и поддерживайте его тонус. Ведите диалог, причем не формальный, а интересный, требующий обдумывания и вовлеченности.
Например, про дискографию какого-нибудь музыкального коллектива или творчество режиссера — подойдет любая тема, которая интересна обоим. Если встречаете односложные ответы или игнор — любой ценой отправляйте водителя на отдых. В том случае, когда водитель еще держится, желательно начать развивать эмоциональные темы, спорить или даже подтрунивать — во время провокаций снижается уровень сонливости, мозг просыпается, чтобы достойно ответить.
Что делать, чтобы не спать
Когда вы зафиксировали симптомы переутомления, возможности сразу остановиться на отдых может не быть. Например, остановка в данной местности небезопасна или скорейший приезд в пункт назначения — вопрос жизни и смерти. В этом случае стоит перейти к плану Б.
Выйдите из машины и сделайте несколько глубоких вдохов, потянитесь. Похлопайте себя по щекам, подбородку и лбу, сделайте энергичные движения руками и ногами, попрыгайте, поприседайте — в общем, разгоните кровь, проделайте любую физическую нагрузку, чтобы запустить энергию в тело.
Если выйти из машины даже на пару минут проблематично, то начинайте быстро дышать носом, активно задействуя диафрагму. Это обеспечит какой-то приток энергии. Включите в машине кондиционер на холод (лучше схватить простуду, чем погибнуть в искореженном кузове), приоткройте окна, чтобы шум и глоток свежего воздуха помог выбраться из лап Морфея.
Включите бодрящую музыку. Знаете слова — подпевайте. Кричите, орите! Выпейте обычную воду, желательно холодную и много. Она освежает мгновенно, а мочегонные позывы не дадут заснуть в ближайшее время. Ни в коем случае не пейте кофе и энергетики! Они работают только поначалу и длится это лишь недолгое время. В перспективе получаса бодрящие напитки вызовут противоположный эффект. Съешьте любой цитрусовый или кислое яблоко. От сладкого придется отказаться, за исключением кусочка горького шоколада.
И помните, что к плану Б можно прибегать только для того, чтобы добраться до ближайшего места отдыха. В процессе применения экстренных ухищрений не забывайте сверяться с признаками утомления выше — если они становятся слишком регулярными, то о продолжении пути не может быть и речи, вы уже одной ногой на том свете. Как только заметили что-то похожее — на обочину!